Проблема профилактики конфликтов, их управления и разрешения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Разновидности и причины конфликтов
Конфликтология выделяет три разновидности конфликтов:
личность — личность;
группа — группа;
группа — личность.
Основными причинами конфликта в компании являются:
Распределение ресурсов.
Взаимозависимость задач.
Различия в целях и способах их достижения целей.
Неудовлетворительные коммуникации.
Различия в психологических особенностях сотрудников, работающих вместе.
Конфликтный тип личности.
Внезапно возникающая личная неприязнь.
Способы разрешения конфликтов
Конструктивные способы разрешения конфликтов:
Проблема решается путем, устраивающим все стороны, т.е. теоретически максимально правильно и эффективно.
Коллегиальное решение проще реализовать, т.к. устраняются препятствия, в том числе и скрытые.
Оппоненты приобретают опыт сотрудничества и поиска консенсуса.
Конфликты между руководителем и подчиненным, которые решены конструктивно, побуждают подчиненных и далее занимать активную профессиональную позицию, а не становится бездумным исполнителем воли руководителя.
Сотрудники перестают рассматривать возникающие разногласия, как негативный факто, мешающий работе.
Деструктивные способы разрешения конфликтов:
Испорченные отношения между конфликтующими сторонами.
Неэффективное сотрудничество, скрытая борьба и противодействие, препятствующее решению производственных задач.
Необъективное представление о позиции оппонента, как о заведомо неправильной.
Ошибочное убеждение, что одержать победу в споре важнее, чем решить реальную проблему.
Негативные эмоции сторон конфликта, обиды, неудовлетворенность, стресс, плохое настроение, текучесть кадров.
Профилактика конфликтов, предупреждение и предотвращение конфликтов
В арсенале современной конфликтологии, кроме способов борьбы с конфликтными ситуациями по факту, имеется множество эффективных методик для предупреждения конфликтов, профилактики их возникновения и развития.
Метод согласия, как один из способов предупреждения конфликтов — строится на том, что конфликтующие стороны вовлекаются в совместные мероприятия, в ходе взаимодействия в которых у них появляются общие интересы, или проблемы, требующие совместных усилий для их решения. Он обычно применяется совместно с методом взаимного дополнения, который основан на том, что одна из сторон обладает теми качествами и возможностями, которыми не обладает другая и для решения общей проблемы им необходимо объединить свои усилия.
Метод доброжелательности (симпатии и понимания другого человека) направлен на выработку чувства сострадания, понимания проблем другого человека и оказания ему моральной поддержки. Метод хорошо зарекомендовал себя в кризисных ситуациях для предотвращения конфликта.
Профилактика конфликта с помощью метода сохранения репутации коллеги по работе. При наличии любого рода разногласий, которые способствуют возникновению конфликтной ситуации, для предотвращения и предупреждения конфликта необходимо объяснить сторонам важность признания достоинств партнера, его авторитета, выявления скрытых положительных сторон. Данный способ часто применяется совместно с методом предотвращения дискриминации, который основан на том, что достоинства одних перед другими не преподносятся слишком однозначно и безаппеляционно.
Метод психологического подъема говорит о том, что настроение в коллективе, чувства людей и эмоции людей поддаются психокоррекции и регулированию. Такому способу профилактики конфликта, кроме работы психолога, полезны такие мероприятия, как проведение корпоративов, совместное празднование юбилеев и праздников. Такие мероприятия устраняют психологическую напряженность, приводят к разрядке обстановки и создают благоприятный психологический климат в организации.
Предотвращению конфликта способствуют любые факторы, которые формируют благоприятные деловые отношения в коллективе, укрепляет взаимное уважение и доверие между сотрудниками. Все работники должны помнить простое правило — пытайтесь относиться к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам.