- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- СОЦИОЛОГИЯ >
- ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ОПЫТА
Процедура проведения социометрического опыта
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Метод «социометрия» применяется для диагностики межличностных отношений в группе. С помощью этой техники можно получить информацию об отношениях между людьми, социально-психологическом климате в коллективе, а тат же узнать, кто является скрытым лидером, а кто — отвергнутым членом коллектива. Для чего нужна вся эта информация? В первую очередь — для улучшения психологической обстановки в коллективе и повышения эффективности руководства этим коллективом. Ведь хороший психологический климат и доброжелательное отношение сотрудников друг к другу очень важны для успешной трудовой деятельности, особенно, если она связана с выполнением групповых задач.
Социометрическая методика представляет собой процедуру количественного и качественного анализа социальных и эмоциональных связей между членами трудовой, учебной или любой другой группы — как постоянной, так и временной. С ее помощью можно измерить уровень сплоченности (или, наоборот, разобщенности) в группе, выявить социометрический статус каждого члена данной группы, обнаружить внутригрупповые подсистемы.
Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Социометрическая техника не требует больших временных затрат — всего 15-30 минут, при этом она позволяет установить популярность — непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группы, оценить поведение людей в коллективной работе.
Надежность социометрической процедуры зависит от правильного выбора критериев и оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования такова. После постановки задач исследования формируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. В ходе социометрии не может быть полной анонимности. Вопросы заносятся на карточку или предлагаются устно. Испытуемый обязан ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий-антипатий, доверия или недоверия.
В процессе социометрии используются так называемые «социометрические опросы». Социометрический опрос отличается от обычного, ведь в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом является фамилия или номер, под которым зашифрована фамилия. При обычном опросе респонденты после обработки материала распределяются по данному признаку; в социометрическом же опросе создается структура отношений. Поэтому при обработке данных социометрии не используются методы, характерные для обычных опросов. Результаты социометрии, полученная в ходе исследования информация представляются в особых формах: социограммы и социоматрица.
Для чистоты социометрического исследования необходимым является выполнение следующих правил:
формулировка вопроса должна быть понятна всем членам группы;
четко очерченные границы группы;
наличие опыта совместной деятельности;
критерии должны быть существенны для данной группы;
опрос проводится посторонним для данного коллектива лицом;
выбор члены группы должны производить самостоятельно.
Для начала необходимо определить цели исследования — (например: выявление лидеров, изучение сплоченности коллектива, обнаружение микрогрупп). Затем сформулировать вопросы, по которым будет осуществляться выбор. Эти вопросы могут быть как формальными, так и неформальными.
Формальные вопросы направлены на изучение взаимоотношений в сфере той деятельности, которой занимается данный коллектив. Например: «С кем из ваших сотрудников вы бы хотели вместе выполнить то или иное задание (разработать бизнес-план, провести аудиторскую проверку, составить балансовый отчет и т.д.)?» или «Кого из вашего коллектива вы хотели бы видеть начальником отдела?»
Неформальные вопросы направлены на изучение взаимоотношений в сферах, не связанных напрямую с трудовой деятельностью данного коллектива. Например: «Кого из членов вашего коллектива вы бы пригласили на свой день рождения?» или «С кем из коллег вы бы хотели провести отпуск?», «Кого из коллег вы бы взяли в свою команду по пейнтболу?».
Вопросы могут быть сформулированы как в положительной («С кем бы вы хотели…?), так и в отрицательной форме («С кем бы вы не хотели…?). В первом случае вы получите картину предпочтительных выборов, а во втором — наоборот, выявите тех сотрудников, которые отвергаются данным человеком.
Также необходимо разработать так называемую социометрическую карточку. Лучше, если эти карточки заранее подготовлены для каждого человека, участвующего в исследовании. На карточке должны быть следующие разделы: вопросы и сделанные выборы.
Эта процедура проводится в двух формах:
Непараметрическая процедура.
При непараметрической процедуре количество выборов, которые должен сделать каждый участник, не ограничено – вернее ограничено, но только количеством членов группы. Так, если в коллективе работают, например, 10 человек, каждый может выбрать по девять человек (поскольку себя самого он выбирать не имеет права). Соответственно, каждый член коллектива может, в свою очередь, получить по девять выборов.
Непараметрическая форма «социометрии» позволяет рассмотреть и проанализировать все многообразие межличностных связей в коллективе — это ее несомненное преимущество. Но ее применение не всегда возможно: в больших коллективах количество полученных взаимосвязей будет настолько велико, что проанализировать их без применения вычислительной техники будет довольно трудно. Именно поэтому непараметрическая форма социометрического исследования применяется, как правило, в группах, не превышающих по численности 15 человек. Существует еще один недостаток непараметрической процедуры — большая вероятность случайного выбора. Так, некоторые респонденты вместо указания конкретных фамилий пишут: «выбираю всех». Мотивы такого варианта ответа могут быть самыми разными: это либо нежелание раскрыть личные симпатии и антипатии, либо боязнь кого-то обидеть, либо у этого человека действительно сложились такие замечательные отношения с коллегами (что в большинстве случаев очень маловероятно).
Параметрическая процедура.
Параметрическая процедура характеризуется ограниченным количеством выборов. Количество ограничений называется «лимитом выборов» или «социометрическим ограничением». Оно может быть различным, в зависимости от численности группы и некоторых других факторов. Обычно в группе из 20-25 человек лимит выборов составляет 3-5. Введение лимита выборов облегчает статистическую обработку данных, которых в данном случае значительно меньше, и повышает надежность полученных результатов, поскольку снижает вероятность получения случайных выборов. Ограниченное количество выборов заставляет опрашиваемых более серьезно относится к своим ответам, более ответственно оценивать своих коллег и выбирать среди них действительно тех, кто соответствует поставленным критериям. Но и параметрическая процедура при всех достоинствах имеет и некоторые недостатки, а именно — невозможность раскрыть все многообразие взаимоотношений в коллективе. Будет получена только картина наиболее типичных взаимосвязей, многие межличностные связи в этом случае оказываются за пределами полученных данных.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.