... > Социология > Процедура проведения социометрического...

Процедура проведения социометрического опыта

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Социометрия Социометрическая методика Метод «социометрия» цели исследования
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Метод «социометрия» применяется для диагностики межличностных отношений в группе. С помощью этой техники можно получить информацию об отношениях между людьми, социально-психологическом климате в коллективе, а тат же узнать, кто является скрытым лидером, а кто — отвергнутым членом коллектива. Для чего нужна вся эта информация? В первую очередь — для улучшения психологической обстановки в коллективе и повышения эффективности руководства этим коллективом. Ведь хороший психологический климат и доброжелательное отношение сотрудников друг к другу очень важны для успешной трудовой деятельности, особенно, если она связана с выполнением групповых задач.

Социометрическая методика представляет собой процедуру количественного и качественного анализа социальных и эмоциональных связей между членами трудовой, учебной или любой другой группы — как постоянной, так и временной. С ее помощью можно измерить уровень сплоченности (или, наоборот, разобщенности) в группе, выявить социометрический статус каждого члена данной группы, обнаружить внутригрупповые подсистемы.

Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Социометрическая техника не требует больших временных затрат — всего 15-30 минут, при этом она позволяет установить популярность — непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группы, оценить поведение людей в коллективной работе.

Надежность социометрической процедуры зависит от правильного выбора критериев и оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования такова. После постановки задач исследования формируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. В ходе социометрии не может быть полной анонимности. Вопросы заносятся на карточку или предлагаются устно. Испытуемый обязан ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий-антипатий, доверия или недоверия.

В процессе социометрии используются так называемые «социометрические опросы». Социометрический опрос отличается от обычного, ведь в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом является фамилия или номер, под которым зашифрована фамилия. При обычном опросе респонденты после обработки материала распределяются по данному признаку; в социометрическом же опросе создается структура отношений. Поэтому при обработке данных социометрии не используются методы, характерные для обычных опросов. Результаты социометрии, полученная в ходе исследования информация представляются в особых формах: социограммы и социоматрица.

Для чистоты социометрического исследования необходимым является выполнение следующих правил:

  • формулировка вопроса должна быть понятна всем членам группы;

  • четко очерченные границы группы;

  • наличие опыта совместной деятельности;

  • критерии должны быть существенны для данной группы;

  • опрос проводится посторонним для данного коллектива лицом;

  • выбор члены группы должны производить самостоятельно.

Для начала необходимо определить цели исследования — (например: выявление лидеров, изучение сплоченности коллектива, обнаружение микрогрупп). Затем сформулировать вопросы, по которым будет осуществляться выбор. Эти вопросы могут быть как формальными, так и неформальными.

Формальные вопросы направлены на изучение взаимоотношений в сфере той деятельности, которой занимается данный коллектив. Например: «С кем из ваших сотрудников вы бы хотели вместе выполнить то или иное задание (разработать бизнес-план, провести аудиторскую проверку, составить балансовый отчет и т.д.)?» или «Кого из вашего коллектива вы хотели бы видеть начальником отдела?»

Неформальные вопросы направлены на изучение взаимоотношений в сферах, не связанных напрямую с трудовой деятельностью данного коллектива. Например: «Кого из членов вашего коллектива вы бы пригласили на свой день рождения?» или «С кем из коллег вы бы хотели провести отпуск?», «Кого из коллег вы бы взяли в свою команду по пейнтболу?».

Вопросы могут быть сформулированы как в положительной («С кем бы вы хотели…?), так и в отрицательной форме («С кем бы вы не хотели…?). В первом случае вы получите картину предпочтительных выборов, а во втором — наоборот, выявите тех сотрудников, которые отвергаются данным человеком.

Также необходимо разработать так называемую социометрическую карточку. Лучше, если эти карточки заранее подготовлены для каждого человека, участвующего в исследовании. На карточке должны быть следующие разделы: вопросы и сделанные выборы.

Эта процедура проводится в двух формах:

  • Непараметрическая процедура.

При непараметрической процедуре количество выборов, которые должен сделать каждый участник, не ограничено – вернее ограничено, но только количеством членов группы. Так, если в коллективе работают, например, 10 человек, каждый может выбрать по девять человек (поскольку себя самого он выбирать не имеет права). Соответственно, каждый член коллектива может, в свою очередь, получить по девять выборов.

Непараметрическая форма «социометрии» позволяет рассмотреть и проанализировать все многообразие межличностных связей в коллективе — это ее несомненное преимущество. Но ее применение не всегда возможно: в больших коллективах количество полученных взаимосвязей будет настолько велико, что проанализировать их без применения вычислительной техники будет довольно трудно. Именно поэтому непараметрическая форма социометрического исследования применяется, как правило, в группах, не превышающих по численности 15 человек. Существует еще один недостаток непараметрической процедуры — большая вероятность случайного выбора. Так, некоторые респонденты вместо указания конкретных фамилий пишут: «выбираю всех». Мотивы такого варианта ответа могут быть самыми разными: это либо нежелание раскрыть личные симпатии и антипатии, либо боязнь кого-то обидеть, либо у этого человека действительно сложились такие замечательные отношения с коллегами (что в большинстве случаев очень маловероятно).

  • Параметрическая процедура.

Параметрическая процедура характеризуется ограниченным количеством выборов. Количество ограничений называется «лимитом выборов» или «социометрическим ограничением». Оно может быть различным, в зависимости от численности группы и некоторых других факторов. Обычно в группе из 20-25 человек лимит выборов составляет 3-5. Введение лимита выборов облегчает статистическую обработку данных, которых в данном случае значительно меньше, и повышает надежность полученных результатов, поскольку снижает вероятность получения случайных выборов. Ограниченное количество выборов заставляет опрашиваемых более серьезно относится к своим ответам, более ответственно оценивать своих коллег и выбирать среди них действительно тех, кто соответствует поставленным критериям. Но и параметрическая процедура при всех достоинствах имеет и некоторые недостатки, а именно — невозможность раскрыть все многообразие взаимоотношений в коллективе. Будет получена только картина наиболее типичных взаимосвязей, многие межличностные связи в этом случае оказываются за пределами полученных данных.