Религия как социальный институт

Оглавление

#социология религии #Социальная функция религии #Религия #Структурные элементы религии
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается и затем получает большое развитие самостоятельное направление под названием социология религии.

Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс. Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений.

Социальная функция религии — функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

Во второй половине XIX века положение меняется. На первом плане в социологии религии — новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.

Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории.

Работы названных основоположников социологии религии определили все ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX-началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.

Религия — это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.

Структурные элементы религии:

  • религиозное сознание:

    • религиозная идеология;

    • религиозная психология (вера, эмоции, общение по поводу религиозной деятельности) соборность — единение;

  • религиозная деятельность:

    • культовая (освещение, крещение, венчание);

    • внекультовая (воскресные школы, издательская деятельность, миссионерство);

  • религиозная организация:

    • церковь (церковно и священно служители, миряне);

    • секты — отколовшаяся часть от церкви с лидером.