Религия как социальный институт, понятие религии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Феномен религии как соц. институт всесторонне изучает социология религии – социологическое направление, которое считает объектом изучения разнообразные религиозные феномены, процессы, а также исследует ее взаимосвязи с обществом, культурой, влияние религиозных идей, представлений на повседневную жизнь людей. Основоположники – Э. Дюркгейм, М. Вебер. Многие ученые – К. Маркс, Б. Малиновский, П. Бергер и т.д., развивали идеи основоположников и предлагали свои взгляды и концепции на феномен религии.
Дюркгейм обосновал функциональный подход к изучению религии, описывая ее как систему верований, смыслов и символов, санкционированных обществом, тогда функцией будет выступать интеграция групп, общества и отдельного индивида, установление связи между ними на основе религиозных идей, теорий и предпочтений.
Немецкий социолог М. Вебер исследовал роль и функционирование религии, ее воздействие на ход развития экономики, политики, изменение других институтов, думая, что религия есть определенный мотив соц. действий. В известном труде «Протестантская этика и дух капитализма», показана попытка определения роли протестантской «хозяйственной этики» в социогенезисе западного капитализма.
С теоретической точки зрения религия – это социальная подсистема, взаимодействующая с иными социальными структурами и подсистемами. Эмпирически религию представляют в виде конструкта идеалов, заповедей/норм, порядка верований, как особое отношение к сверхъестественным силам (богам, идолам, вещам и пр.) и процесс объединения людей в организации.
Религию можно считать соц. институтом, в виду того, что она включает принятую систему верований, конкретный тип морально-этических предписаний, но и религиозные организации (церкви, секты, монастыри, духовные семинарии, братства и пр.) и религиозные группы.
Функционируя в социуме как социальный институт, на первый план выходит изучение и анализ религиозной деятельности (поведение групп верующих, отдельных индивидов, где отражено религиозное сознание). Такая деятельность может носить культовый и внекультовый характер.
Структурными элементам института религии принято считать: группы верующих (католики, иудеи, мусульмане, лютеране и др.), священное (сакральное, таинственное сопричастность к высшим, божественным силам), религиозное сознание (идеология и психология) и религиозная деятельность, отношения (меж-, вне-, и внутри церковные и др.) и организации (секты, монастыри, братства, церкви и пр.).