Религия как социальный институт: признаки, функции, организации. Структурные элементы религии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Религия с теоретической точки зрения предстает как социальная подсистема, взаимодействующая с иными соц. подсистемами и структурами общества. Эмпирически религию можно представить в виде устоявшейся модели (конструкта) идеалов, предписаний, норм, заповедей, ритуалов и верований. Это всегда особое отношение к каким-либо сверхъестественным проявлениям - силам, богам, духам, вещам и т.д. Специфическая черта любой религиозной системы – наличие веры.
Специфика социологического изучения института религии направлена на всестороннее изучение различных религиозных отношений, явлений, процессов, а также исследование ее взаимосвязи с обществом, культурой, влияние религиозных идей, представлений на повседневную жизнь людей.
Религию можно определенным образом отнести к соц. институтам в силу того, что в нее включены такие составляющие элементы, как:
принятая и разделяемая всеми адептами система верований;
установленные тип морально-этических предписаний и норм;
наличие религиозных организаций и объединений (секты, братства, церкви, монастыри, школы, сестричества и пр.);
группы верующих.
Функционируя в социуме как социальный институт, на первый план выходит изучение и анализ религиозной деятельности (поведение групп верующих, отдельных индивидов, где отражено религиозное сознание). Такая деятельность может носить культовый и внекультовый характер.
Структурными компонентами религиозной системы выступают: группа верующих (католики, иудеи, мусульмане, лютеране и др.), священное (сакральное, сопричастность к высшим, божественным силам), религиозное сознание (идеология и психология) и религиозная деятельность, отношения (меж-, вне-, и внутрицерковные и др.) и религиозные организации (общины верующих, секты, деноминации и др.).
Типологизация религ. организаций включает:
Церковь – объединение верующих, почитающих единый символ веры, тяготеют к институализации и универсальному порядку.
Секта – немногочисленна и как правило, выступает с оппозиционной стороны по отношению к доминирующей религии, церкви.
Деноминация – как промежуточное состояние между сектой и церковью. Допустимы компромиссы в социо-религиозной деятельности и отношениях.
Основные функции:
мировоззренческая (ответы на важнейшие вопросы жизни, конструирование отличного от биологического, бытового, научного сознания – религиозного, основанного на вере);
компенсаторная (дарует утешение, чувство сострадания, душевное равновесие и поддержку);
регулирующая (заповеди, наставления и обряды упорядочивают отношения и поведение людей);
функция социального контроля (задает нормы для повседневной жизни, но контролирует их исполнение);
коммуникативная (общение между единоверцами, с высшими силами, богами и т.д.).