Социализация как процесс
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков.
Социализация как процесс представляет собой:
с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров;
с другой стороны — их усвоение индивидом.
Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, — что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их).
Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например овладеть новой социальной ролью после:
ухода на пенсию;
смены профессии;
социального статуса.
Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений что существует только белое и черное.
Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели:
способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли;
обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.