Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

Оглавление

#Социализация #Адаптация #Интеграция #Социализация — это непрерывный процесс #Понятие «агентов социализации» #Агенты социализации #в зависимости от жизненного цикла человека
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Процесс включения индивида в мир общества, процесс, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе называется социализацией.

Социализация — это процесс вхождения человека в общество. Наиболее распространенными формами, описывающими процесс социализации, являются адаптация и интеграция.

Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Она характерна для общественных систем с тоталитарным государственным строем. Однако адаптивный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой, личностью, ее биопсихологическими или социальными ограничениями. Например, недостаточно развитыми волевыми качествами человека или низким уровнем интеллекта, сдерживающими развитие самосознания личности.

Интеграция предполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую он способен изменить, когда в этом есть необходимость и целесообразность. Как правило, такая форма взаимодействия человека с обществом характерна при демократическом устройстве государства, а также при «открытом» типе личности, ориентированном на соотношение индивидуальных и общесоциальных ценностей в сознании и поведении. В этом случае определяющую роль во взаимодействии с социальной средой играет индивид.

Социализация — это непрерывный процесс, который происходит в течение всей жизни человека и включает в себя два этапа: первичную социализацию в детском возрасте и вторичную социализацию, или ресоциализацию. Но наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности. Под ресоциализацией понимают усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до обучения студентов в вузах и профессиональной переподготовки рабочих.

Понятие «агентов социализации».

Процесс социализации происходит всегда при чьей-то посторонней помощи. Родители, друзья, учителя заинтересованы в том, чтобы, скажем, ребенок, друг, школьник осваивали определенные социальные роли и выполняли их. Помощниками в процессе социализации выступают не только люди, но и учреждения и какие-либо социальные факты. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации — это институты, социальные факты, отдельные люди и группы людей, которые способствуют социализации.

В целом агентов социализации мы можем разделить на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. — все те люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов; её осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями. Поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.

Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной — на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с нами тесными личными отношениями, а вторичную — те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительноличных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер всегда выступает в роли вторичного социализатора. Агенты вторичной — социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну — две функции. Школа дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Агенты социализации различны в зависимости от жизненного цикла человека: 

  • Младенческие годы — агент социализации семья, родители.

  • Детство и юность (школьные годы) — агенты: учителя, сверстники, тренеры в спортивных командах, телевидение, кино, музыка.

  • Для студентов агент социализации — институт.

  • Для работающих — работа.

Вступление в брак, рождение детей — эти события также выступают агентами социализации. В среднем возрасте возникает ситуация, при которой человек начинает терять свои индивидуальные отличия, и приобретает черты группы, к которой он принадлежит.