Социальная сущность общественной мысли

Оглавление

#Общественное мнение #Специфика общественного мнения #Цель формирования общественного мнения #Типология общественных мнений #Социально-психологические свойства общественного мнения #Факторы формирования общественного мнения #Структура общественного мнения #Стадии развития общественного мнения #Устойчивость функционирующего общественного мнения #три вида отображения общественной мысли
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения:

  1. монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным («народ ошибаться не может»));

  2. мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);

  3. плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).

Современные исследователи попытались «примирить» эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).

Впервые понятие «общественное мнение» появилось в Англии во 2-й половине XII в. (его автор – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери). В XVIII в., когда этот термин стал общепринятым, французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Vox populi – vox Dei» – «Глас народа – глас Божий».

Специфика общественного мнения:

  • это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности;

  • критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности;

  • массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности);

  • общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность;

  • оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Цель формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.

Типология общественных мнений:

  1. по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);

  2. по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);

  3. по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.

Социально-психологические свойства общественного мнения:

  • оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;

  • в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени;

  • оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;

  • оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;

  • ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения);

  • сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство.

Факторы формирования общественного мнения:

  • социальные интересы людей;

  • различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы);

  • уровень компетентности.

Структура общественного мнения:

  • субъекты (субъекты-создатели – «творцы» мнений, субъекты-носители – «лидеры» мнений, «массовая» публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);

  • объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы);

  • рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;

  • социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального;

  • общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.

Стадии развития общественного мнения:

  1. зарождение – процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного, личного мнения;

  2. формирование – преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений в групповые, коллективные, классовые, общественные;

  3. функционирование – выполнение ряда присущих общественному мнению социальных функций.

Устойчивость функционирующего общественного мнения проявляется в следующем:

  • сохраняющемся интересе людей к его объекту;

  • страстной убежденности в правоте своей позиции;

  • стремлении к ее отстаиванию и защите;

  • преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия.

Факторы, определяющие характер, содержание и степень влияния общественного мнения на социально-политические процессы в обществе:

  • уровень распространенности;

  • интенсивность;

  • достоверность;

  • стабильность.

Существует три вида отображения общественной мысли:

  • невольно выражена общественная мысль;

  • выражена общественная догадка пропорционально инициативе государственных органов, общественных организаций, средств массовой информации, которые обращаются сам к массам после их пожеланиями, предложениями, мыслями и тому подобное (всенародное обсуждение проектов законов, обсуждения в прессе каких-то актуальных проблем все др.);

  • высказывание общественной мысли в процессе специальных социологических исследований (опросов).