Социальная связь: понятие, механизм, осуществление, виды

Оглавление

#Социальная связь #Субъекты связи #Предмет связи #3 вида социальных связей #Социальные контакты
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Социальная связь — зависимость между субъектами связи, которая возникает в результате совершения социальных действий с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.

Социальная связь имеет свою структуру, состоящую из трех основных элементов:

  1. Субъекты связи — индивиды или группы, участвующие во взаимодействии.

  2. Предмет связи — то, по поводу чего осуществляется связь.

  3. Механизм сознательного регулирования связи: своеобразные «правила игры», негласно устанавливаемые партнерами, соблюдение или несоблюдение которых может привести к продолжению отношений или к их разрыву. При этом большую роль играют взаимные ожидания. Так, например, в зависимости от постановки вопроса, тона голоса, от того, как вопрос задан, вежливо или грубо, человек, к которому он обращен, может ответить или не ответить на него. Именно оценка отвечающим поведения спрашивающего субъекта по перечисленным критериям и соотнесение его со своей шкалой ценностей и является механизмом регулирования связи.

В социологии различают 3 вида социальных связей:

  1. Социальные контакты.

  2. Социальные взаимодействия, или интеракции.

  3. Социальные отношения.

Социальные контакты — это самый простой вид социальных связей, который представляет собой кратковременные коммуникации индивидов, не имеющие особой значимости, ценности для коммуникантов. Например, общение со случайным прохожим, покупка цветов, оплата счетов – все это социальные контакты.

Более сложной формой социальной связи являются интеракции, или взаимодействия. Это систематические, регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера.

Ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Таким образом, речь идет об обмене действиями. Например, один человек назначает деловое свидание другому незнакомому человеку. Естественно, в ходе опосредованных контактов у этих людей возникнет потребность во взаимодействии. Перед встречей у каждого из них существует некоторая система ожиданий поведения, общепринятого в обществе и в данной группе: партнер должен прийти вовремя, соблюсти ритуал знакомства, быть вежливым и т. д. Если эти общепринятые ожидания не удовлетворяют одну из сторон, то взаимодействие может прерваться, стать одноразовым (здесь действует механизм регулирования социальной связи). В случае же оправдания ожиданий с обеих сторон возникают новые ожидания, связанные с личностными особенностями данного человека, с его статусом, способом исполнения роли, с институциональными нормами, которые он представляет. Исходя из этого, основными характеристиками любого взаимодействия являются:

  1. Сопряженность системы действий обоих партнеров по отношению друг к другу.

  2. Возобновляемость взаимодействий и их координация.

  3. Устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера.

Взаимодействие может продолжаться долго и стать устойчивым, многоразовым или постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых ожиданий, которые придают взаимодействию упорядоченный и наиболее предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействия с коллегами по работе, членами семьи, руководителями, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера отношений и даже к прерыванию общения.

Итак, вся социальная жизнь — это сложная система, элементами которой являются индивиды и социальные группы, связанные между собой сложными и предсказуемыми социальными отношениями и кратковременными, ничего не значащими, как мы думаем, взаимодействиями и контактам.