Социальные группы и общности: классификация и общая характеристика
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.
Согласно Эфендиеву, под социальной общностью понимаются различные объединения людей.
Эфендиев выделяет следующие виды общностей:
Мнимые общности – это объединения людей, в которых отсутствуют социальные связи, взаимные социальные действия, социальная солидарность, при наличии совпадающих целей и интересов (которые осознаются):
агрегации – объединения людей, пространственно находящихся в одном месте;
категории – объединения людей, также как и агрегации, выявленное с целью статистического обследования, но без территориальной локации;
массы – в отличие от предыдущих объединений, характеризуются действием, но не социальным. Это объединение людей, имеющих массово-типическое поведение, однородность реакции на объект, действия.
Контактные общности – это объединения, в которых наличиствует социальная связь, есть ориентация на другого.
аудитория – это разовая кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора и слушателей. В отличие от массы это не изолированные, а находящиеся в прямом или мысленном контакте друг с другом индивиды;
толпа – это спонтанная, временная общность людей, как и агрегация, она территориально локализована, но в толпе, в отличие от агрегации, возникают социальные связи, происходит обмен мнениями, вырабатываются общие планы действий: действует эффект подражания;
социальные круги – это круги профессиональный, друзей, знакомых, людей одного социального положения, собравшихся вместе, чтобы удовлетворить свои социальные потребности.
Институциональные общности – устоявшиеся, характеризующиеся институциализированными взаимодействиями, т.е. устойчивыми взаимосвязями, обязательными, которые характеризует соц.жизнь общества, т.е. общество не может без них обойтись.
Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.
Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.д
Виды групп.
В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.