Социальный контроль, его функции и структура. Девиантное и делинквентное поведение

Оглавление

#Социальный контроль через социализацию #Социальный контроль через групповое давление #Социальный контроль через принуждение #«Cоциальное отклонение» #Девиантное и делинквентное поведение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Изучение социального контроля, т.е. совокупности средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение своих членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.

Во все времена общество пыталось подавить проявления девиантного поведения посредством социальных санкций и контроля. Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его осуществления в группе или обществе.

Социальный контроль через социализацию. Реализация социального контроля начинается в процессе социализации, в это время индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самоконтроль. Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации. В результате они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе.

Социальный контроль через групповое давление. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система неформального контроля за разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи сколько сможет. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения.

Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора.

«Cоциальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы — все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, — отклонением. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление может считаться представителями социальных низов нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, — группами риска. Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую, распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. На протяжении последних десятилетий учеными-социологами не раз отмечалось, что девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях общего кризиса общества эти формы поведения могут приобретать тотальный характер. На фоне усиления кризисных явлений нарастает неудовлетворенность своим положением — массовое чувство социальной неудовлетворенности cвоим положением, невостребованностью, которое приводит к отчуждению от общества, к нарастанию тревожности. Одним из последствий социальной неудовлетворенности является усиление пессимистических настроений и даже появление деморализованности населения (упадок духа, растерянность). Типичными реакциями на аномию становится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.