1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. СОЦИОЛОГИЯ >
  4. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И РОЛЬ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗНОВИДНОСТИ

Социальный статус и роль. Основные характеристики и разновидности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Статус статусным набором приписанном статусе достигнутый или приобретенный социальная роль ролевым набором ролевое ожидание система социальных санкций ролевого конфликта
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В зависимости от форм общества, наличия/отсутствия у индивида различных отношений, обязанностей, прав, а также в соответствии с религией или законом принято говорить о статусе человека.  

Статус (от лат. status) — устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными ожиданиями, правами и обязанностями. 

В таком случае можно соотнести «статус» с понятием «роль». Каждому человеку или группе присуще несколько позиций (статусов) в обществе. Например, одна и та же женщина может быть подругой, сестрой, академиком, фармацевтом и бывшей женой т.д. Стоит заметить, что принято описывать статус основной, высокий и низкий, личный и социально-групповой.

Статус социальный не правомерно считать стабильной характеристикой индивида. За всю жизнь человек обязательно приобретает и теряет огромное количество статусов. Такая совокупность будет называться статусным набором.

Некоторые статусы нам даны от рождения. Они обусловлены полом, расой, этносом, происхождением и т. д. В этом случае мы говорим о приписанном статусе. Противоположный статус – достигнутый или приобретенный определяется тем, чего человек достиг/приобрел в процессе жизни. Это, например, статус брата, студента, мужа, протестанта или многодетной семьи и др.

Динамической стороной статуса является социальная роль — нормативные ожидания, поведение, связанное со специфическим положением.

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, считают ролевым набором.

Обладая одним и тем же статусом, в силу воспитания, понимания и исполнения своей роли, образования и пр., мы можем осуществлять различные модели ролевого поведения. Адекватное усвоение и исполнение своих социальных ролей во многом определяется процессом социализации, а также социальными взаимодействиями между членами общества. В любом обществе, группе или коллективе каждый ожидает, что роль «другого» будет «выполнена» или «проиграна» правильно, в соответствии и «по правилам». Если, по каким-либо причинам этого не происходит, наше отношение меняется: мы злимся, обижаемся, ругаемся и т. д.

Любое ролевое ожидание может быть классифицировано как формальное (договор, брак, закон) и неформальное (этикет, общение между друзьями и др.) Когда индивиды взаимодействуют в поле принятых и уместных социальных статусов и ролей, ничего не нарушая, общество (социальная система) поощряет их. В противном случае – наказывает. Так работает система социальных санкций (поощрения и наказания). 

Для современных обществ характерна ситуация, связанная с обязательным выбором между несколькими ролями. Возникает момент ролевой напряженности или ролевого конфликта.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.