... > Социология > Социологические теории личности

Социологические теории личности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Основные теории социализации. Теория «зеркального Я» Эпигенетическая теория развития личности Теория социализации Теория нравственного развития
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основные теории социализации.

Теория «зеркального Я» Чарлза Кули.

Формирование человеческого «Я» Кули связывал с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих. Согласно теории «зеркального Я», представление человека о самом себе включает представление о том, как человек выглядит в глазах «другого», о том, как «другой» оценивает этот образ, и вытекающее отсюда самоощущение, например гордость или унижение. Итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства» (любовь, сочувствие и т. д.), которые можно считать основой социальной организации.

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста.

  • Первый кризис (первый год жизни) характеризуется конфликтом между доверием и недоверием к окружающему миру.

  • Второй кризис (от года до двух) связан с первым опытом обучения.

  • Третий кризис (от трех до шести лет) характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.

  • Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей.

  • Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации.

  • Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям и связан с поиском любимого человека.

  • Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте и характеризуется развитием чувства сохранения рода.

  • Восьмой кризис переживается во время старения и знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути.

Теория социализации Парсонса.

Согласно Парсонсу, индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Согласно Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов:

  • познавательных механизмов (подражание, или имитация, и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви);

  • защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;

  • механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами и согласно сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами.

Теория нравственного развития Колберга.

Теория Колберга предполагает существование универсальных этапов нравственного становления. Согласно Колбергу, существует два главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому: неравновесное состояние (ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней) и расширение перспективы (взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы с точки зрения других людей).

Колберг выделяет следующие уровни нравственного развития:

  1. Доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людей.

  2. Конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение.

  3. Постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов.