Социологический подход к изучению личности. Основные социологические теории личности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Любая проблема, рассматриваемая в социологии, начинается с проблемы личности. Социология изучает личность с точки зрения ее внеиндивидуализированных свойств в качестве конкретного социального типа.
Личность – сторона, характеристика человека как феномена общественного развития.
Описывая ее, чаще акцентируют внимание на таких качествах и характеристиках, как: сознание и самосознание, достоинство, гуманность, ответственность, справедливость, убеждения, принципы и т.д.
Социальные потребности и интересы представляют основу личности:
потребности – выражают особое состояние личности (биологические, безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии);
мотивы и стратегии поведения, цели;
позиции и ориентации обычно включают: цели, установки, ценности, которые объективируются в стереотипах социального поведения;
интересы – можно описать как избирательное отношение к социальной действительности.
Личность характеризуется определенным сочетанием качеств и свойств. В каждой личности воссоединены общезначимые черты и неповторимые.
Социологические подходы к изучению личности анализируют следующие аспекты:
личность как изначальный элемент социальных общностей групп и институтов;
личность как объект всесторонних соц. интеракций, связей и контактов.
Следует отметить ряд социальных подвидов личности: модальная, базисная, маргинальная, реактивная и проактивная личность, криминальный тип, и др.
К базовым социологическим теориям личности относят теории:
Марксистская: суть сводится к изучению взаимосвязи личности и больших социальных систем, где личность представляется как итоговый продукт исторического развития, результат соединения индивида и общества в ходе предметной деятельности и общения.
Ролевая теория (Ч. Кули, Д. Мид, Т. Парсонс).
Ч. Кули: теория зеркального «я» в обществе, в группе. Это формирование и сохранение индивидуальности путем отражения в реальных и предполагаемых суждениях других, это наши восприятия и эмоции после общения с другими. Ч. Кули заметил, что личность развивается за счет мнения других людей.
Д. Мид: теория процесса восприятия индивидом других. В концепции «обобщенного другого» находят место нормы и стандарты поведения групп, общностей. Это означает, что нужно в процессе коммуникации принять роль другого и увидеть себя со стороны и оценить свои действия, ориентируясь на предъявляемые оценки и требования «обобщенного другого».
Концепция З. Фрейда: в структуру личности включены три элемента – «Оно», «Я», «Сверх-Я». Если они гармонично и согласованно функционируют, тогда личность успешно приспосабливается к реальности, эффективно взаимодействует, следует нормам и правилам.