Социологический подход в социальной работе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социология (в теории социальной работы) – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.
Объект социологии — социальная реальность.
Предмет социологии — становление, развитие, изменение и преобразование функционирования социальных общностей и формы их самоорганизации: социальные системы, социальные структуры и институты. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, о закономерностях социальных действий и массового поведения.
Влияние социологии на социальную работу:
использование результатов изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания и практической деятельности;
применение этих данных в подготовке и переподготовке социальных работников;
анализ самой социальной работы, сточки зрения участия в ней разных групп социальных работников, учреждений, работников образования, социальных педагогов и т.д.
Социологические исследования в социальной работе выполняют многообразные функции:
Они дают перспективы, основные методы и подходы, на которые опирается практика. Хотя практическая социальная работа, без всякого сомнения, является искусством, обращение социального работника к научным методам намного повышает эффективность его деятельности.
Исследования помогают формировать базу знаний, необходимых для практической работы. Они могут порождать и уточнять концепции, выявлять важные для обобщений факты и подтверждать эффективность практических методов.
Исследования выполняют чисто практическую функцию, поскольку полученные в ходе их проведения данные помогают принять конкретные решения, осуществлять программы или социальные мероприятия.
Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможны анализ практической социальной работы, накопление опыта, его обобщения и в целом повышение ее эффективности.