Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы

Оглавление

#Социологическое исследование #описательное исследование #аналитическое исследование #разведывательное (пилотажное) исследование
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
МИНИМУМ

Социологическое исследование — это процесс, в котором проявляются 2 уровня социологического знания: теоретико-методологическое и эмпирическое.

В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа.

Социологическое исследование начинается с его подготовки:

  1. обдумывания целей, программы, плана;

  2. определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д.

1-ый и 2-ой этап — сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения—записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.

3-ий этап — подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

4-ый этап — анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Различают 3 основных вида социологического исследования:

  1. разведывательное (пилотажное) исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (методических документов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек изучения документов и др. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка;

  2. описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. Оно обычно проводится когда объект анализа — большая совокупность, отличающаяся разнообразностью характерными, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д.;

  3. аналитическое исследование — оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария.