Социологическое понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»

Оглавление

#Человек #индивид #Индивидуальность #Основная проблематика социологической теории личности #В отличии от индивида, личность
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Главным элементом социальной системы выступает человек. В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к определению этих понятий, то между ними сразу же обнаруживается разница.

Человек — общее родовое понятие. «Homo sapiens» — человек разумный. Это биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной эволюции. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга — потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детенышей животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «человек».

К понятию «человек» примыкает и понятие «индивид». Факт принадлежности родившегося ребенка к человеческому роду фиксируется и в понятии «индивид», в отличии от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода, безотносительно к его социальным и антропологическим особенностям (Например, ребенок в роддоме, человек на улице, на стадионе, в армии). Однако каждый индивид наделен только ему свойственными чертами внешности, свойствами психики; специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека, также определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все это фиксируется в понятии «индивидуальность».

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого; причем различия проводятся на самых разных уровнях:

  • биохимическом (цвет кожи, глаз, структура волос);

  • нейрофизиологическом (структура тела, фигура);

  • психологическом (черты характера, уровень эмоциональности) и т.д.

Понятие личность вводится для выделения «над природной», или социальной сущности человека и индивида. Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни и в процессе взаимодействия с другими людьми.

  • Личность — это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, в культуре, в социальной жизни.

  • Личность — это любой человек, а не только выдающийся, талантливый, потому, что все люди включены в общественные отношения.

  • Личность — это совокупность социальных свойств человека, результат общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.

Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности в связи с функционированием социальных общностей, изучением взаимоотношений личности и общества, регуляции социального поведения личности. В структуре личности выделяются две подсистемы: отношения с внешней средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляет собой базис личности, он определяет формирование и развитие ее внутреннего мира.

В социологии рассматривается целый набор элементов внутренней структуры личности, определяющий готовность к тому или иному поведению: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции. Понятие «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим личность новорожденного, понимая его как индивида.

В отличии от индивида, личность не обусловлена генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личностные черты индивида долгое время в науке приписывались наследственности. Однако, это оказалось неверно. Например, врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится выдающаяся личность. Решающую роль здесь играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает родившись человек.