Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальный факт», «социальная реальность» и «социальное действие»
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможны анализ практической социальной работы, накопление опыта, его обобщения и в целом повышение ее эффективности.
Влияние социологии на социальную работу:
использование результатов изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания и практической деятельности;
применение этих данных в подготовке и переподготовке социальных работников;
анализ самой социальной работы, с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников, учреждений, работников образования, социальных педагогов и т.д.
Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человека: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Личность — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Социальная группа — это «совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическим, демографическими, психологическими и другими характеристиками».
Социальная общность — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи.
Члены общности выступаю как коллективный субъект социального действия.
Социальные общности определяются двумя типами взаимосвязи:
Общинные или социально-органический тип связей, теснейшее внутреннее единение людей. Основные принципы: традиция, дисциплина, порядок добросовестность.
Общественные — социально-атомистический тип взаимосвязей. Индивиды внутренне разъединены, вступают лишь во внешние взаимосвязи.
Признаки социальной общности:
Сходство условий жизнедеятельности.
Общность потребностей.
Наличие совместной деятельности.
Формирование собственной культуры.
Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности
Общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре.
Социальная реальность — реальность социального мира, которая отличается от когнитивной, биологической или индивидуальной, и состоит из тенденций социально принятых в обществе.
Действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы.
Социальный факт — единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей.
В современной социологии социальными фактами принято считать:
совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;
совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, оценок, суждений, верований и т. п.;
совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;
в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.
Социальное действие — это действие, при котором индивид ориентируется на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других.
Поведение становится действием только тогда, когда действующий связывает с ним субъективный смысл (личностное осмысление возможных вариантов поведения).
Действие, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них называется социальным действием. (Вебер, понимающая социология)