Социология Э. Дюркгейма

Оглавление

#Эмиль Дюркгейм #социологизм #концепции особой и автономной социальной реальности #основное правило его социологического метода #аномии #Религию Дюркгейм рассматривал
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии. Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и др. Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом — социологизм, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.  

Наиболее наглядно социологизм Дюркгейма проявился в его концепции особой и автономной социальной реальности как системы социальных фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании социальной реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социологического метода. Дюркгейм писал, что основное правило его социологического метода состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи, где вещь — всякий объект познания. Их наиболее характерные черты — объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишейся совокупностью социальных фактов При этом один социальный факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.  

Общество, социальная реальность рассматриваются Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой — как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам.

«Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами».

При этом провозглашается приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.  

Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Дюркгейм серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей социальной солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным социальным группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.  

Религию Дюркгейм рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает социальную солидарность и формирует социальные идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу — объекту всех религиозных культов. Дюркгейму удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социологическом исследовании, в чем его большая заслуга перед социологической наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Дюркгейма классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.