... > Социология > Социология культуры. Культура...

Социология культуры. Культура как фактор социальных изменений

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

социология культуры отличие социологии культуры народную культуру массовую культуру элитарная культура Субкультура контркультуре социальные функции, присущие культуре
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Среди специальных социологических теорий важное и специфическое положение занимает социология культуры. Данная наука исследует закономерности взаимодействий общества и культуры, строение структуры культуры и ее функции в сочетании с социальной динамикой, участием соц. институтов и социокультурные изменения в конкретных исторических ситуациях.

В социологии культура изначально рассматривается в ее социальном аспекте, как совокупность духовных и материальных ценностей (обычай, верования, идеи, символы, нормы, искусство, техника и пр.), созданная людьми и для людей в процессе физической и интеллектуальной деятельности, удовлетворяя различные потребности и передаваемая из поколения в поколение. Как совокупность нормативных систем культура является своеобразным способом организации и исторического развития и изменения жизнедеятельности (совокупность отношений к природе, между собой и др.).

Принципиальное отличие социологии культуры выражено в особом подходе, где область культуры рассматривается как феномен, которому можно обучать, который можно прививать, каждое новое поколение воспроизводит культуру, сохраняет, дополняет или изменяет ее.

Социальные изменения могут зависеть от образцов близкого общения, обоюдной оценки. Культура выступает процессом и фактором соц. изменений, поскольку индивиды включены в социокультурное поле, испытывают взаимодействия друг на друга с познавательной и эмоциональной стороны, а также участвуют в обратной реакции.

Культуру в социологии традиционно рассматривают как специфический образа жизни группы людей и общества, что приводит к различным социальным изменениям. Очевидно, разнообразные уровни, формы и виды культуры составляют определенное единство и приводят в целом к существенным соц. изменениям.

В социологии культуры выделяют народную культуру – она анонимная и основана на национальных типах культуры, коллективном творчестве в тесном взаимодействии с религией, этническими мотивами и национальными особенностями, традициями и промыслами, специфическим образом социальной жизни. Затем массовую культуру – ориентирована на усредненный уровень развития потребителей, доминирующей функцией оказывается развлекательная. И, наконец, элитарная культура, которая ориентирована на избранную, небольшую часть (элиту), традиционно более образованную и подготовленную в эстетическом смысле, с хорошо развитой художественной восприимчивостью.

В культурологической и социологической теориях чаще описывают деление культуры на субкультуру и контркультуру.

Субкультура или подкультура (культура в культуре) – система стилей жизни, смыслов, взглядов, идеалов, стереотипов поведения, создаваемых группой занимающей подчиненную соц.-структурную позицию в общественной иерархии.

В том случае, когда субкультура активизирует и реализует нормы и ценности противоположные доминирующей культуре, можно говорить о контркультуре. Ей свойственно принципиальное отличие – это враждебное, негативное отношение к доминирующей культуре, конфликтное состояние.

Все вышесказанное позволяет рассматривать социальные функции, присущие культуре, как один из элементов преобразования и изменения реальности:

  • познавательная (изучение, вооружение знаниями, анализ достижений, сравнение с др.);

  • воспитательно-образовательная (воспитание через систему культуры, постижение и освоение культурных элементов, норм своей группы, народа. Воспитание культуры личности через приобщение личности к наследию культуры);

  • нормативная (предписание стандартов и правил, установок и способов деятельности);

  • игровая (командные игры, игра в театре или кино, восприятие себя через других, проигрывание своей соц. роли и пр.);

  • аксиологическая (ценности и идеалы);

  • стимулирующуая (творческая активность и деятельность);

  • регулирующая (создание ориентиров человеческих действий, система санкций);

  • гармонизирующая (релаксация);

  • трансляционная (передача соц. опыта, достижений, способ сохранения и воспроизводства);

  • социализирующая (формирование личности, освоение и приобретение соц. качеств, самореализация);

  • коммуникативная (накопление, переосмысление, ретрансляция соц. опыта);

  • интегративная (объединение индивидов одной группы, сопричастность личности к одному этносу, религии, общности, классу).