Социология М.Вебера

Оглавление

#Макс Вебер #Социология по Веберу #Действие становится социальным #социальные действия подразделяются на #Целерациональное действие #Ценностно-рациональное действие
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Макс Вебер — выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу — наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его структуры. 

Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:  

  • действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано;  

  • действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.  

2 признака социального действия:

  • субъективно подразумеваемый смысл;

  • ориентация на поведение других людей.  

Сами социальные действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности):

  • целерациональные;

  • ценностно-рациональные;

  • аффективные;

  • традиционные.  

Положив в основу своей теории социальных действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.

Целерациональное действие — идеальный, абсолютно рациональный тип социального действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.

Ценностно-рациональное действие — действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.  

В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.