... > Социология > Социология в России...

Социология в России и СССР после событий 1917 года

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

новая оттепель процесс институционализации социологии
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

После Октябрьской революции в России начался процесс институционализации социологии. С первых дней победы Октябрьской революции в России встал вопрос о разработке социальной теории нового общества на основе проведения конкретных социальных исследований.

Уже в мае 1918 г. в проекте постановления Совнаркома о Социалистической Академии общественных наук специальным пунктом было записано: Одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований. И социологи, опираясь на поддержку партии большевиков, приступили к решению этой задачи. Была введена научная степень по социологии, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1919 г. учрежден Социобиблиологический институт (Инсоцбибл).

В 1920 г. директор института К.М. Тахтарев поставил вопрос о переименовании его в Российский социологический институт, но постановка вопроса не имела поддержки у А.В. Луначарского и других руководителей Наркомпроса.

Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. М.М. Ковалевского, председателем которого стал Н.И. Кареев. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П.А. Сорокин.

В 1920 и 1926 гг. в СССР были проведены переписи населения, которые дали интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д.

В 20-30-е годы проводились также научные социально-экономические и социально-этнографические исследования.

Большое отрицательное влияние на поступательное развитие социологии в России оказала высылка из страны в 1922 г. более 200 видных деятелей науки и культуры. Среди них были видные русские социологи П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк. Ф.А. Степун и другие.

Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только несовместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в этой области были фактически прекращены. Само слово "социология" оказалось вне закона и было "изъято" из научного обихода, не говоря уже о том, что постепенно ушли в небытие социологи-профессионалы.

Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х годов.

Возрождение социологических исследований началось с наступлением хрущевской оттепели. Ситуация в области социологической науки сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука — нет. Поэтому во избежание бесконечных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный обиход определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями.

В середине 60-х годов начинают появляться первые крупные труды, обобщающие итоги этих исследований. В этот период значительно повысилась роль социологии в решении важнейших проблем социального развития. Результаты социологических исследований стали широко использоваться при выработке и обосновании социальной политики. Социологические исследования получили права гражданства.

В эти же годы в нашей стране были созданы первые социологические учреждения — в 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (с 1972 г. Институт социологических исследований) АН СССР. Были организованы отделы социологических и социальных исследований в ряде институтов страны. Важным органом объединения усилий социологов и распространения научного и методического опыта стал издающийся с 1974 г. журнал Социологические исследования.

Но новая оттепель продолжалась недолго. Бюрократической диктатуре Л.И. Брежнева социология была не нужна, более того, она вступила в конфликт с ведомственным отношением к социальной сфере жизнедеятельности общества.

Важным этапом в институционализации социологии был ХХVII съезд КПСС. Съезд обратил внимание на исследование различных проблем развития и функционирования социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека, поставил вопрос об органической связи экономического и социального развития, о социальной эффективности экономического и об экономической эффективности социального развития.

Вполне естественно встал вопрос о восстановлении в гражданских правах науки, которая занимается исследованием социальной сферы и социального развития общества в целом, т.е. о социологии. Был снят запрет на развитие теоретической социологии. Более того, был наложен запрет на административно-приказное вмешательство в развитие этой науки. Вполне закономерным был признан плюрализм точек зрения на предмет этой науки и ее место в системе социальных и гуманитарных наук. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития как теоретических, так и прикладных фундаментальных социологических исследований.

В 1984 г. на философском факультете МГУ было создано отделение социологии и открылись ряд социологических кафедр. На базе этого отделения в 1989 г. был создан первый в стране социологический факультет. С 1987 по 1991 гг. при Государственном комитете СССР по народному образованию существовала социологическая программа Общественное мнение, научным руководителем которой был главный социолог Гособразования СССР (ныне академик) А.А. Овсянников.

В настоящее время в России почти во всех университетах преподается социология и созданы соответствующие кафедры.

Итак, закончился более чем 70-летний период борьбы за становление социологии как самостоятельной науки об обществе, за использование результатов ее исследований в научном формировании задач социальной политики российского общества. На повестку дня поставлен вопрос о развитии социологического знания, о становлении нового социального мышления.