- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- СОЦИОЛОГИЯ >
- СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ И СССР ПОСЛЕ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА
Социология в России и СССР после событий 1917 года
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
После Октябрьской революции в России начался процесс институционализации социологии. С первых дней победы Октябрьской революции в России встал вопрос о разработке социальной теории нового общества на основе проведения конкретных социальных исследований.
Уже в мае 1918 г. в проекте постановления Совнаркома о Социалистической Академии общественных наук специальным пунктом было записано: Одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований. И социологи, опираясь на поддержку партии большевиков, приступили к решению этой задачи. Была введена научная степень по социологии, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1919 г. учрежден Социобиблиологический институт (Инсоцбибл).
В 1920 г. директор института К.М. Тахтарев поставил вопрос о переименовании его в Российский социологический институт, но постановка вопроса не имела поддержки у А.В. Луначарского и других руководителей Наркомпроса.
Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. М.М. Ковалевского, председателем которого стал Н.И. Кареев. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П.А. Сорокин.
В 1920 и 1926 гг. в СССР были проведены переписи населения, которые дали интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д.
В 20-30-е годы проводились также научные социально-экономические и социально-этнографические исследования.
Большое отрицательное влияние на поступательное развитие социологии в России оказала высылка из страны в 1922 г. более 200 видных деятелей науки и культуры. Среди них были видные русские социологи П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк. Ф.А. Степун и другие.
Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только несовместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в этой области были фактически прекращены. Само слово "социология" оказалось вне закона и было "изъято" из научного обихода, не говоря уже о том, что постепенно ушли в небытие социологи-профессионалы.
Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х годов.
Возрождение социологических исследований началось с наступлением хрущевской оттепели. Ситуация в области социологической науки сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука — нет. Поэтому во избежание бесконечных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный обиход определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями.
В середине 60-х годов начинают появляться первые крупные труды, обобщающие итоги этих исследований. В этот период значительно повысилась роль социологии в решении важнейших проблем социального развития. Результаты социологических исследований стали широко использоваться при выработке и обосновании социальной политики. Социологические исследования получили права гражданства.
В эти же годы в нашей стране были созданы первые социологические учреждения — в 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация. В 1969 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (с 1972 г. Институт социологических исследований) АН СССР. Были организованы отделы социологических и социальных исследований в ряде институтов страны. Важным органом объединения усилий социологов и распространения научного и методического опыта стал издающийся с 1974 г. журнал Социологические исследования.
Но новая оттепель продолжалась недолго. Бюрократической диктатуре Л.И. Брежнева социология была не нужна, более того, она вступила в конфликт с ведомственным отношением к социальной сфере жизнедеятельности общества.
Важным этапом в институционализации социологии был ХХVII съезд КПСС. Съезд обратил внимание на исследование различных проблем развития и функционирования социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека, поставил вопрос об органической связи экономического и социального развития, о социальной эффективности экономического и об экономической эффективности социального развития.
Вполне естественно встал вопрос о восстановлении в гражданских правах науки, которая занимается исследованием социальной сферы и социального развития общества в целом, т.е. о социологии. Был снят запрет на развитие теоретической социологии. Более того, был наложен запрет на административно-приказное вмешательство в развитие этой науки. Вполне закономерным был признан плюрализм точек зрения на предмет этой науки и ее место в системе социальных и гуманитарных наук. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития как теоретических, так и прикладных фундаментальных социологических исследований.
В 1984 г. на философском факультете МГУ было создано отделение социологии и открылись ряд социологических кафедр. На базе этого отделения в 1989 г. был создан первый в стране социологический факультет. С 1987 по 1991 гг. при Государственном комитете СССР по народному образованию существовала социологическая программа Общественное мнение, научным руководителем которой был главный социолог Гособразования СССР (ныне академик) А.А. Овсянников.
В настоящее время в России почти во всех университетах преподается социология и созданы соответствующие кафедры.
Итак, закончился более чем 70-летний период борьбы за становление социологии как самостоятельной науки об обществе, за использование результатов ее исследований в научном формировании задач социальной политики российского общества. На повестку дня поставлен вопрос о развитии социологического знания, о становлении нового социального мышления.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.