Социология в России, натуралистические теории (Н.И. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Предпосылки возникновения социологии в России:
Отмена крепостного права.
Необходимость методологического осмысления достижений наук об обществе.
Ослабление цензуры.
Усложнение социальной структуры российского общества.
Начавшаяся индустриализация.
Натуралистическое направление развития российской социологии. Его представители на первое место выдвигали географический фактор (климат, ландшафт, системы рек).
Мечников. Мечникова интересовали две основные проблемы того времени: социальный прогресс и его критерий, механизм социального прогресса.
Мерилом прогресса в общественной жизни считал солидарность. Она является сущностной чертой общества, она развивается, и поэтому с помощью метода аналогии ее можно измерить. Постепенно солидарность вытесняет первичную борьбу за существование, которая господствует в природе. Мечников считал, что социальный прогресс в основном проходит те же ступени солидарности, что и в органическом мире, искусственно связывая основные этапы социального развития со своей схемой эволюции живых организмов.
Мечников хотел рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Так, в своей работе он, не скатываясь к вульгарному географическому детерминизму, пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат изменения значения одних и тех же географических условий (а именно, водных ресурсов и путей сообщения), происходивших в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса.
Мечников выделял три периода в истории цивилизации: речной (возникновение первых рабовладельческих государств в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата), средиземноморский (основание Карфагена), океанический (открытие Америки). Правда, следует отметить, что данная периодизация внутренне противоречива, так как не объясняет, почему одинаковые по социально-экономическому типу государства (Финикия и Египет) отнесены к разным историческим эпохам, а различные (Рим и Франское государство Каролинков) — к одной эпохе.
В историю русской социологии Мечников вошел как создатель оригинальной теории, в которой он попытался связать проблему географического фактора с условиями материальной жизни общества. Также на географическом факторе жизни общества он основывал идею закономерности общественного развития и социального прогресса.
Органицизм: на Западе органическая школа была создана Г. Спенсером во второй половине XIX века и связана с широким развитием биологических наук. Исходный пункт органицизма — гипотетическое отождествление общества с организмом.
В рамках этого направления следует выделить наиболее видных ее представителей Александра Ивановича Стронина и Павла Федоровича Лилиенфельда.
По мнению Стронина, общество — это организм, а социальные институты — это отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково, а поэтому он считал, что социология необходимо уже должна быть аналогичной с физиологией.
Структуру общества он представлял в виде пирамиды. Вершина — привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина — капиталисты. Основание — подавляющее большинство общества (земледельцы и ремесленники). Пирамида образуется под воздействием физических причин. Ведь только пирамида, по законам физики, является наиболее устойчивой и одновременно с этим только она испытывает наименьшее сопротивление при движении. Такой взгляд на строение общества привел Стронина к консервативному выводу, что только высшая бюрократия и интеллигенция могут заниматься политикой, а все остальные слои не должны в нее вмешиваться.
Стронин выделил 3 главных периода истории:
Прогресс (рост и усложнения организма).
Застой ( усложнение и разложение уравновешиваются).
Регресс (верх берет разложение).
Так как общество есть организм, по мнению Лилиенфельда, то оно обладает всеми отличительными чертами организма — единство, целесообразность, специализация органов и т.д. Но в социальном организме нет костного скелета, лимфатической, кровеносной, мускульной систем. Оно состоит из нервной системы, основу которой составляют своими нервными клетками люди, входящие в данное общество, и из межклеточной ткани — это все то, что создано людьми (дома, железные дороги, книги, деньги, пережитки, писаные законы).
Лилиенфельд выделял в жизни общества 3 главные функции:
Физиологическая, или экономическая.
Морфологическая, или юридическая.
Индивидуальная (объединяющая), или политическая.
Хозяйственная сфера общества аналогична кровообращению биологического организма; право — нервной системе, которая управляет образованием органов и тканей; правительство — центральной нервной системе.
Здоровье социального организма обусловлено правильным соотношением консервативного и либерального направлений (наследственности и приспособления), Некоторые болезни соответствуют заболеваниям мозга, так больное правительство — это паралич. Смерть общества происходит по тем же причинам, по которым умирает любой организм — распадение частей, разложение. Она может быть обусловлена как внешними причинами, так и внутренними. Но возможно и перерождение общества, такая возможность существует у очень развитых обществ