- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- СОЦИОЛОГИЯ >
- СОВРЕМЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ТЕОРИИ В СОЦИОЛОГИИ
Современные движения и теории в социологии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
В 80–90-е гг. возник целый ряд новых социологических теорий которые не вышли пока на уровень парадигм, не приобрели характер общепринятого методологического преклонения перед ними, но, вместе с тем, оказались настолько своеобразными, что позволили говорить о появлении так называемой постклассической социологии. Одни авторы рассматривали ее возникновение как стремление преодолеть кризис теоретической социологии, которая оказалась не в состоянии с помощью классических теорий удовлетворительно объяснить возникшие изменения в мире и спрогнозировать новые социальные процессы. Другие наоборот, рассматривают появившиеся в 80–90-е гг. теории как сам кризис в социологии, поскольку они оказались в такой же социальной роли, что и классические концепции XIX–20 вв. Одно из основных обвинений, которые предъявляются в этой связи, — проявившаяся неспособность вовремя предвидеть радикальные преобразования в мировом социальном пространстве, связанные с развалом СССР, мировой системы социализма и крахом коммунистических иллюзий.
Лишь в одном сегодня никто не сомневается — в наличии кризисного социологического сознания и стремлении его преодолеть. Весь вопрос в том, как это сделать:
Один из предлагаемых путей заключался в обновлении уже сложившихся в социологии парадигм. Так появились неоструктурализм, неофункционализм, неоэволюционизм, неомарксизм (уже во втором поколении, если первым считать Франкфуртскую школу) и т. д. При этом приставка нео- чаще всего не означала радикальных перестроек в социологическом сознании.
Другой путь состоял в пересмотре позиций социологов благодаря использованию приставки пост. Громко заявили о себе постмарксизм, постструктурализм, постпозитивизм, постмодернизм и т. д. Сразу нужно сказать, что дело, конечно, не в морфологических попытках преодолеть кризис в социологии (как и в случае с приставкой нео-). Просто морфологическое изменение названий концепций оказалось самым легким вариантом теоретического переосмысления социологии. Однако и в отношении пост-теорий можно сделать аналогичный вывод.
Третий путь пересмотра позиций, традиционных для далекого и не очень социологического прошлого, состоит в поиске различных возможностей интеграции и объединения парадигм и теорий, что нашло свое отражение в целом ряде движений в социологии.
Наконец, четвертый путь — это создание отдельных теорий, посвященных анализу нового видения роли и перспектив социологии и рассматривающих в качестве своего предмета какие-либо значительные социальные образования (теория структурации Э. Гидденса, теория социального поля (социального пространства) П. Бурдье, теория социальных изменений П. Штомпки и др.). Прежде чем характеризовать некоторые из этих концепций, рассмотрим общее состояние современной теоретической социологии.
Известный американский исследователь, профессор социологии университета Мэрилэнд Джордж Ритцер считает, что 80–90-е гг. определяются наличием четырех широких движений, характеризующих современную теоретическую социологию. Это:
интеграция микро- и макросоциологии;
интеграция теорий структуры и действия;
теоретический синтез;
развитие мета-социологии.
Первое движение означает интеграцию существующих парадигм (теорий конфликта, обмена, этнометодологии, символического интеракционизма, структурного функционализма и др.) на четырех уровнях анализа: макрообъективности, макросубъективности, микробъективности, микросубъективности. Это позволило создать американскому социологу Джеффри Александеру модель многоизмеримой социологии. Тем не менее движение к интеграции не завершено, и потребуется еще немало усилий на пути достижения реального единства макро- и микросо- социологии.
Второе движение, в отличие от первого, характерного больше для США, развивалось, параллельно с ним, в Европе. Интерес к интеграции теорий социального действия и структуры был особенно характерен для британских социологов М. Арчер и Гидденса, польского социолога П. Штомпки, немецкого социолога Ю. Хабермаса, французского — П. Бурдье. Первая попытка здесь принадлежала Гидденсу и была связана с его известной теорией структурации, в которой провозглашалась дуальность структуры и действия, что означало преодоление их параллельного анализа и стремление включить действие в структуру, а структуру в действие.
Третье движение базируется на выявлении многочисленных попыток теоретического синтеза, но большинство из них не ведет к развитию общей социологической теории, которая охватила бы все концепции (например, стремление синтезировать структурный функционализм с символическим интеракционизмом). Многие попытки касаются синтеза идей старой, классической и неоклассической социологии (например, соединение идей Зиммеля и Парсонса). Все сколько-нибудь значимые и распространенные как в прошлом, так и в настоящем теории подвергаются| в различных комбинациях синтезу. Более того, теоретический синтез выходит за пределы социологии и начинает распространяться на другие дисциплины (например, на социологию с историей, биологией, экономикой и т. д.).
Наконец, четвертое широкое движение в теоретической социологии связано с развитием метатеорий. Это теории модернизации, общества риска, постмодернизма и др. Интерес к метатеоретической проблематике — это по существу интерес к систематическому изучению социологической теории, ее структуры (Э. Гоулднер, Дж. Ритцер, Р. Фридрихс).
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.