... > Социология > Современные движения и...

Современные движения и теории в социологии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

обновлении уже сложившихся в социологии парадигм постмарксизм постструктурализм постпозитивизм постмодернизм создание отдельных теорий, посвященных анализу нового видения роли и перспектив социологии и рассматривающих в качестве своего предмета какие-либо значительные социальные образования Мэрилэнд Джордж Ритцер
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В 8090-е гг. возник целый ряд новых социологических теорий которые не вышли пока на уровень парадигм, не приобрели характер общепринятого методологического преклонения перед ними, но, вместе с тем, оказались настолько своеобразными, что позволили говорить о появлении так называемой постклассической социологии. Одни авторы рассматривали ее возникновение как стремление преодолеть кризис теоретической социологии, которая оказалась не в состоянии с помощью классических теорий удовлетворительно объяснить возникшие изменения в мире и спрогнозировать новые социальные процессы. Другие наоборот, рассматривают появившиеся в 8090-е гг. теории как сам кризис в социологии, поскольку они оказались в такой же социальной роли, что и классические концепции XIX20 вв. Одно из основных обвинений, которые предъявляются в этой связи, — проявившаяся неспособность вовремя предвидеть радикальные преобразования в мировом социальном пространстве, связанные с развалом СССР, мировой системы социализма и крахом коммунистических иллюзий.

Лишь в одном сегодня никто не сомневается — в наличии кризисного социологического сознания и стремлении его преодолеть. Весь вопрос в том, как это сделать:

  • Один из предлагаемых путей заключался в обновлении уже сложившихся в социологии парадигм. Так появились неоструктурализм, неофункционализм, неоэволюционизм, неомарксизм (уже во втором поколении, если первым считать Франкфуртскую школу) и т. д. При этом приставка нео- чаще всего не означала радикальных перестроек в социологическом сознании.

  • Другой путь состоял в пересмотре позиций социологов благодаря использованию приставки пост. Громко заявили о себе постмарксизм, постструктурализм, постпозитивизм, постмодернизм и т. д. Сразу нужно сказать, что дело, конечно, не в морфологических попытках преодолеть кризис в социологии (как и в случае с приставкой нео-). Просто морфологическое изменение названий концепций оказалось самым легким вариантом теоретического переосмысления социологии. Однако и в отношении пост-теорий можно сделать аналогичный вывод.

  • Третий путь пересмотра позиций, традиционных для далекого и не очень социологического прошлого, состоит в поиске различных возможностей интеграции и объединения парадигм и теорий, что нашло свое отражение в целом ряде движений в социологии.

  • Наконец, четвертый путь — это создание отдельных теорий, посвященных анализу нового видения роли и перспектив социологии и рассматривающих в качестве своего предмета какие-либо значительные социальные образования (теория структурации Э. Гидденса, теория социального поля (социального пространства) П. Бурдье, теория социальных изменений П. Штомпки и др.). Прежде чем характеризовать некоторые из этих концепций, рассмотрим общее состояние современной теоретической социологии.

Известный американский исследователь, профессор социологии университета Мэрилэнд Джордж Ритцер считает, что 8090-е гг. определяются наличием четырех широких движений, характеризующих современную теоретическую социологию. Это:

  • интеграция микро- и макросоциологии;

  • интеграция теорий структуры и действия;

  • теоретический синтез;

  • развитие мета-социологии.

Первое движение означает интеграцию существующих парадигм (теорий конфликта, обмена, этнометодологии, символического интеракционизма, структурного функционализма и др.) на четырех уровнях анализа: макрообъективности, макросубъективности, микробъективности, микросубъективности. Это позволило создать американскому социологу Джеффри Александеру модель многоизмеримой социологии. Тем не менее движение к интеграции не завершено, и потребуется еще немало усилий на пути достижения реального единства макро- и микросо- социологии.

Второе движение, в отличие от первого, характерного больше для США, развивалось, параллельно с ним, в Европе. Интерес к интеграции теорий социального действия и структуры был особенно характерен для британских социологов М. Арчер и Гидденса, польского социолога П. Штомпки, немецкого социолога Ю. Хабермаса, французского — П. Бурдье. Первая попытка здесь принадлежала Гидденсу и была связана с его известной теорией структурации, в которой провозглашалась дуальность структуры и действия, что означало преодоление их параллельного анализа и стремление включить действие в структуру, а структуру в действие.

Третье движение базируется на выявлении многочисленных попыток теоретического синтеза, но большинство из них не ведет к развитию общей социологической теории, которая охватила бы все концепции (например, стремление синтезировать структурный функционализм с символическим интеракционизмом). Многие попытки касаются синтеза идей старой, классической и неоклассической социологии (например, соединение идей Зиммеля и Парсонса). Все сколько-нибудь значимые и распространенные как в прошлом, так и в настоящем теории подвергаются| в различных комбинациях синтезу. Более того, теоретический синтез выходит за пределы социологии и начинает распространяться на другие дисциплины (например, на социологию с историей, биологией, экономикой и т. д.).

Наконец, четвертое широкое движение в теоретической социологии связано с развитием метатеорий. Это теории модернизации, общества риска, постмодернизма и др. Интерес к метатеоретической проблематике — это по существу интерес к систематическому изучению социологической теории, ее структуры (Э. Гоулднер, Дж. Ритцер, Р. Фридрихс).