Становление социального «Я». Концепция социализации Э. Эриксона
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социальное «Я» — соотношение природного и социокультурного в человеке.
Одна группа ученых была уверены в том, что личностные свойства являются врождёнными. Другая группа (К. Маркс, З. Фрейд), что личность — продукт социальной среды, т.е. на её становление влияют воспитание, образование, усилия семейной и общественной жизни.
Э. Эриксон: жизнь человека — 8 стадий психосоциального развития, т.е. «8 возрастов человека». Это план становления личности, который наследуется генетически.
Младенчество или орально-сенсорная (у Фрейда оральная), 1-ый год жизни. Формируется либо безопасное доверие, либо недоверие и надежда. Подготавливает почву для достижения автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения.
2 – 3 года (Я сам!) ребенок становится либо автономным, либо стыдится и постоянно сомневается. Ключевое качество, формируемое в этот период, – сила воли.
Возраст игры (у З. Фрейда – фаллическая стадия) от 4 лет до школы. Формируется либо инициативность, либо чувство вины, а ключевое качество – целенаправленность.
От 6 до 12 лет ( латентный период Фрейда). Дети, обучаясь в школе, осваивают элементарные культурные навыки. Формируется либо трудолюбие, либо неполноценность. Главное качество – компетентность.
Подростковая юность – от 13 лет до 19 – 20 лет. Формируется эгоидентичность, уверенность в себе, либо ролевое смешение, т.е. «не понимаю, кто я, не могу в себе разобраться». Главное качество – верность.
Ранняя зрелость (от 20 до 25 лет). Это период ухаживания, раннего брака, начала семейной жизни. Ориентация на получение профессии и устройство. Формируется чувство интимности, либо изоляции. Главное качество – любовь.
Средняя зрелость (от 26 до 64). Ее основная проблема – выбор между старостью и инертностью. Итог – забота, это проблема выживания рода. Формируется чувство продуктивности либо стагнации (застоя).
Поздняя зрелость, после 64 лет. Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь. Формирование чувства эгоинтеграции, либо безысходности. Главное качество – мудрость.
Подростковый возраст — центральный в формировании психологического и социального благополучия индивида.