Структура экономической культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Экономическое поведение — это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором максимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.
Предпринимательство — это инновационная модификация экономического поведения, ориентированная на остаточный доход, недоступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса.
Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается, как минимум, из 3-х составляющих:
Уникальных личностных качеств и способностей отдельных индивидов.
Рыночной среды, насыщенной огромным разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, являющихся многоальтернативным полем предпринимательского выбора.
Предпринимательской культуры, включающей в себя определенный набор инструментальных и терминальных ценностей, стандартов и образцов поведения.
Функции предпринимательского поведения:
перманентный поиск редких экономических ресурсов;
изобретение новых экономических ресурсов;
накопление и концентрация редких ресурсов в собственности отдельных агентов рыночного процесса с целью их последующего запуска в предпринимательский оборот;
защита конфиденциальной информации и других экономических преимуществ от посягательства конкурентов;
обеспечение стабильности и выживания предпринимательских ячеек и структур;
передача предпринимательской культуры;
оперативный поиск информации с целью выбора тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех производства.
В системе предпринимательской деятельности имеет место спектр разделения труда, где формируются узкопрофессиональные программы (модели) предпринимательского поведения:
инвестиционная (организация и внедрение венчурных инвестиционных проектов);
посредническая (интеграция экономических интересов различных агентов рыночного процесса);
коммерческая (создание новых нестандартных каналов обмена различных благ, услуг, информации) и т.д.
Характерные черты экономического поведения предпринимателя можно представить через определенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.
Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:
энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;
компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;
умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудом собственную независимость;
умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;
стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полного изнеможению в работе;
направленности и инновации; предприниматель — новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда.
Именно типичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современном обществе, составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мы получим более или менее адекватный реальности социальный портрет предпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя:
владение или распоряжение капиталом;
предприимчивость;
инициативность
ответственность;
способность и готовность к риску;
нацеленность на инновацию;
предпринимательский дух;
свобода предпринимательства;
неудержимое стремление к прибыли.