Субъективное направление в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Во второй половине XIXв. происходит становление социологии в России.
Отличительной особенностью ее развития было то, что наряду с профессиональными учеными крупными социологами были и видные общественные деятели — революционеры.
Большое влияние оказали на социологию во второй половине XIXв. народники. Их крупнейшие представители — Лавров, Михайловский были основоположниками субъективного направления в социологии.
Основные идеи были сформулированы Лавровым в «Исторических письмах». Основное внимание уделялось учению об обществе в целом. Сущность общего развития по Лаврову состоит в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизованные.
Цивилизация рассматривалась как сознательное историческое движение, осуществленное критической мыслью.
Главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности.
Личность является и мерилом общественного прогресса. Идеалом выступают общественные отношения, при которых были бы созданы предпосылки для всестороннего развития личности.
Однако вся история до сих пор шла по линии дифференциации общества, разделения труда, что приводило к одностороннему развитию личности.
В тесной связи с теорией общественного прогресса находилась и методология субъективной социологии и методология субъективной социологии. Здесь подчеркивалась мысль о принципиальном различии между природными и общественными явлениями.
Природные — закономерные, повторяющиеся явления, общественные — неповторимы, индивидуальны.
На основе этого утверждалась необходимость исполнения различных методов познания:
научного;
социологического.
Научный — объективный метод. Он применим для естественных наук.
А социологический — субъективный метод. Обоснование этого тезиса строилось по следующей схеме.
Основой общества является личность. Социальная деятельность личности определяется ее субъективными помыслами и целями. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно, поэтому изучение личности социологом осуществляется по принципу «сопереживания», когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого.
Истина существует для человека, и есть удовлетворение его познавательных способностей. Чтобы избежать произвола мнений, Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принять познавательные способности «нормального человек».
Позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества — трудящихся.