... > Социология > Теория обмена вознаграждениями...

Теория обмена вознаграждениями (Хоманс)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Основой теории обмена стало поведение человека обусловлено четырьмя следующими принципами Теория обмена четыре принципа
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основой теории обмена стало представление Хоуманса о социальном взаимодействии; он уделил главное внимание воздействию вознаграждений и затрат на поведение людей.

Согласно этой теории, поведение человека обусловлено четырьмя следующими принципами:

  1. чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется;

  2. если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию;

  3. если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий;

  4. когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится прилагать усилия ради их удовлетворения.

Теория обмена. Основная идея

Теория обмена Джордж Хоуманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

Обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми. И это образует сердцевину теории обмена, как она описана в работе Джорджа Хоуманса (1973). Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом.

Здесь можно выделить следующие четыре принципа:

  1. Если мы отправляемся на рыбалку и получаем богатый улов, вероятно, мы снова захотим ловить рыбу. Если каждый раз рыбная ловля заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию. Иными словами, чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

  2. Если рыбная ловля более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно, мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках. Общий принцип состоит в том, что, если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.

  3. Если рыбак знает место, где его наверняка ждет богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места. Значит, если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

  4. Если у рыбака три дня подряд богатый улов, вероятно, на третий день он меньше увлечен своим занятием, чем в первый. Суть в следующем: когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

В случае с рыбалкой речь идет только об одном человеке, но Хоуманс анализирует взаимодействие между двумя лицами на основе тех же четырех принципов. Приведем следующий пример. В моем рабочем помещении появилась новая вычислительная машина. Я не умею пользоваться ею, а моя помощница ее освоила. Когда мне нужно составить что-то вроде отчета, я спрашиваю ее, как пользоваться этой машиной. Обычно она с готовностью сообщает мне то, что требуется, и я ее благодарю. Во-первых, я обращаюсь к ней потому, что по своему прошлому опыту знаю, насколько полезно спрашивать совета у людей, знающих больше, чем я (принцип 2). Если бы я поступил иначе, например, пытался бы самостоятельно освоить этот аппарат, я был бы вознагражден в меньшей мере (принцип 3). Более того, я не злоупотребляю отзывчивостью моей помощницы и обращаюсь к ней только тогда, когда действительно нуждаюсь в помощи (принцип 4). Наконец, поскольку я получаю нужную информацию, а моя помощница - благодарность, наше взаимодействие продолжается, так как устраивает обоих (принцип 1).

Это очень простой вид взаимодействия. Но Хоуманс считает, что таким образом можно анализировать даже сложные его виды: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.д.

Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.



Netology

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748