Теория «социально-исторического детерминизма»
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Парадигма (Ядов) — определенные представления о характере социальной реальности или научно-обоснованная модель, образец постановки проблем и их решения; это определенное направление социологической теории.
Детерминизм — это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.
Исходный принцип детерминизма звучит так: все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях друг с другом.
В классической парадигме выделяют две теории:
социальная ориентация;
социально-философская ориентация.
Эти две теории разводятся в соотношениях с до– и прагматическим статусом социологии.
В период допрагматического статуса социологии ученые отрицали самостоятельный статус социологии и определяли ее место в рамках социальной философии. Отсюда и смещение объекта социологии на уровень общих философских категорий (общественное бытие, сознание).
Прагматический статус характеризуется наличием социологических теорий, когда советская социология приобрела прадигматический статус. Основная характеристика периода — различные социологические теории конструировались на основе материалистического понимания истории и признания определяющей роли материального производства, экономических отношений (К.Маркс), детерминирующие другие виды.
Главными элементами парадигмы являются структурные и личностные элементы социальной реальности. Структурные элементы как субъекты социальных отношений выступают как формационные, а личностные – как содержательные. Социальная реальность – это их внешняя и внутренняя связь и отношения. В качестве субъектов и объектов выступают действующие личности.
Если подойти к обществу с позиций исследования закономерностей взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующая теория может быть названа теорией социально-исторического детерминизма.
Социально-исторический детерминизм — один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.
Как общество производит человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Человек — не только объект, но и субъект социального действия.
Карл Маркс — известный немецкий учёный (1818 – 1883). Его теория является типичным учением структурного характера, которая от неких глобальных выводов переходила к выводам во всех сферах общественной жизни.
В решении общественных проблем большое внимание уделяется экономической сфере. В этом отношении Маркс выделял две категории: категория базиса и надстройки. Реальный базис общества — это его структура, точнее, совокупность производственных отношений. Понятие надстроек трактовалось как совокупность идей и идеал. отношений. В этой связи Маркс трактовал развитие общества.
Марксистские представления об обществе предполагали смену формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая. Смена формаций происходит в результате кризисных экономических ситуаций, когда производственные отношения не способствуют развитию и эффективному использованию производительных сил. В каждой формации существует единство производственных сил и производственных отношений, и есть способ производства, присущий своему этапу. Когда происходит: наступает кризис, и кризис настаёт на пике данного этапа. Таким образом, каждый экономический строй развивается до достижения максимальной эффективности, но одновременно с этим развивается противоречее, которое приводит к смене формации.
Говоря о структуре общества, Маркс в первую очередь уделял внимание взаимоотношению между классами. Он говорил, что есть класс эксплуататоров и эксплуатируемых. Что с падением капитализма классовая борьба приведёт к диктатуре пролетариата, а потом и к уничтожению классов как таковых. В конфликте Маркс видел позитив, особенно в классовом, и везде видел противоречие классов.