- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- СОЦИОЛОГИЯ >
- ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ Т. ПАРСОНСА
Теория социального действия и социальных систем Т. Парсонса
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Послевоенный период в развитии социологии (вторая половина 40-х–60-е гг.) ознаменовался крупными работами еще одного столпа зарубежной науки, известного американского теоретика Толкотта Парсонса (1902–1979). Из многочисленных концепций, сформулированных им, отметим прежде всего две — теорию социального действия и структурно-функциональный анализ. В методологическом отношении они связаны, причем первая является базовой. Теорию социального действия Парсонс стал разрабатывать еще в 30-е гг., находясь под влиянием идей Вебера, Дюркгейма и др.
Любое социальное действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица, во-вторых, конкретной ситуации, в-третьих, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний. Само действие, которому Парсонс придает ключевое значение, выступает как самоорганизующаяся система, которая характеризуется наличием символических механизмов регуляции (языка, ценностей и др.), нормативностью (зависимостью действия от принятых в обществе норм и ценностей), волюнтаристичностью (независимостью от условий среды).
Центральное место в теории социального действия занимает понятие система действия. Под ней Парсонс понимает различные уровни социальной реальности, определенным образом взаимосвязанные между собой. Он выделяет четыре основные системы: социальная система, культура, личность, организм. Чтобы каждая система действия нормально функционировала, требуется соблюдение ею четырех условий: поддержание ценностного образца системы, интеграция, целедостижение, адаптация. По существу, это инвариантный набор функциональных проблем, которые должны решаться в каждой системе и ее подсистемах. При всей сложности теоретических построений Парсонса в них проходит лейтмотивом главная задача социологии — исследование структур и механизмов, которые обеспечивали бы устойчивость социальной системы. Сама социальная система выступает как структура взаимосвязанных четырех основных элементов: норм, ценностей, ролей и коллективных организаций. Акцентируя в структурно-функциональном анализе первую его часть — структурность (в отличие от Р. Мертона, подчеркивавшего значимость второй стороны — функций социальной системы), Парсонс делал упор на доказательство ее стабильности применительно к рассматриваемым им социальным системам.
На решение этой задачи и был направлен структурно-функциональный анализ, в соответствии с которым общество и его системы рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций. Однако в 60-е гг. стало очевидным, что при таком толковании социальных процессов трудно объяснить противоречия, конфликты, дестабилизацию, многие ильные явления.
Появилась необходимость в углублении структурно-функционального анализа. Если позже Мертон прибегнул к широкому использованию дисфункций (неблагоприятных последствий), явных и латентных функций (осознаваемых и неосознаваемых последствий), то Парсонс искал пути усиления концепции за ее пределами. Так возник его неоэволюционизм, связанный со структурной дифференциацией общества. Под ней Парсонс понимал поэтапное (от примитивного состояния к современному) усложнение социальной структуры, уменьшающее стабильность общества и его подсистем. Если в примитивном (по Парсонсу) обществе дифференциация отсутствует, то в промежуточном начинает разворачиваться, но по-настоящему дает о себе знать в современном обществе.
Три типа общества, по Парсонсу, в процессе развертывания, перехода от одного к другому подготавливают последовательную смену революций. Промышленную революцию, дифференцирующую экономическую и политическую системы, сменяет демократическая, разделяющая социальную и политическую системы. Ей на смену приходит образовательная революция, задача которой — отделить от социальной системы систему воспроизводства культуры.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.