Теория социального действия и социальных систем Т. Парсонса

Оглавление

#система действия #Парсонс
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Послевоенный период в развитии социологии (вторая половина 40-х60-е гг.) ознаменовался крупными работами еще одного столпа зарубежной науки, известного американского теоретика Толкотта Парсонса (1902–1979). Из многочисленных концепций, сформулированных им, отметим прежде всего две — теорию социального действия и структурно-функциональный анализ. В методологическом отношении они связаны, причем первая является базовой. Теорию социального действия Парсонс стал разрабатывать еще в 30-е гг., находясь под влиянием идей Вебера, Дюркгейма и др.

Любое социальное действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица, во-вторых, конкретной ситуации, в-третьих, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний. Само действие, которому Парсонс придает ключевое значение, выступает как самоорганизующаяся система, которая характеризуется наличием символических механизмов регуляции (языка, ценностей и др.), нормативностью (зависимостью действия от принятых в обществе норм и ценностей), волюнтаристичностью (независимостью от условий среды).

Центральное место в теории социального действия занимает понятие система действия. Под ней Парсонс понимает различные уровни социальной реальности, определенным образом взаимосвязанные между собой. Он выделяет четыре основные системы: социальная система, культура, личность, организм. Чтобы каждая система действия нормально функционировала, требуется соблюдение ею четырех условий: поддержание ценностного образца системы, интеграция, целедостижение, адаптация. По существу, это инвариантный набор функциональных проблем, которые должны решаться в каждой системе и ее подсистемах. При всей сложности теоретических построений Парсонса в них проходит лейтмотивом главная задача социологии — исследование структур и механизмов, которые обеспечивали бы устойчивость социальной системы. Сама социальная система выступает как структура взаимосвязанных четырех основных элементов: норм, ценностей, ролей и коллективных организаций. Акцентируя в структурно-функциональном анализе первую его часть — структурность (в отличие от Р. Мертона, подчеркивавшего значимость второй стороны — функций социальной системы), Парсонс делал упор на доказательство ее стабильности применительно к рассматриваемым им социальным системам.

На решение этой задачи и был направлен структурно-функциональный анализ, в соответствии с которым общество и его системы рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций. Однако в 60-е гг. стало очевидным, что при таком толковании социальных процессов трудно объяснить противоречия, конфликты, дестабилизацию, многие ильные явления.

Появилась необходимость в углублении структурно-функционального анализа. Если позже Мертон прибегнул к широкому использованию дисфункций (неблагоприятных последствий), явных и латентных функций (осознаваемых и неосознаваемых последствий), то Парсонс искал пути усиления концепции за ее пределами. Так возник его неоэволюционизм, связанный со структурной дифференциацией общества. Под ней Парсонс понимал поэтапное (от примитивного состояния к современному) усложнение социальной структуры, уменьшающее стабильность общества и его подсистем. Если в примитивном (по Парсонсу) обществе дифференциация отсутствует, то в промежуточном начинает разворачиваться, но по-настоящему дает о себе знать в современном обществе.

Три типа общества, по Парсонсу, в процессе развертывания, перехода от одного к другому подготавливают последовательную смену революций. Промышленную революцию, дифференцирующую экономическую и политическую системы, сменяет демократическая, разделяющая социальную и политическую системы. Ей на смену приходит образовательная революция, задача которой — отделить от социальной системы систему воспроизводства культуры.