... > Социология > Теория социокультурной динамики...

Теория социокультурной динамики Сорокина

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

характеристику феномену культуры модели культурных элементов специфические типы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Давая характеристику феномену культуры, Питирим Сорокин представлял ее единством, где составляющие элементы пронизаны единственным и принципиальным моментом.

Только ценность может быть фундаментом и основой всякой культуры.

В своем учении о социокультурной динамике социолог Сорокин применял два вида исследования, когда анализировал культуру. Это каузально-функциональный и логико-смысловой методы. Описываемые методы позволил привести к единству социокультурное пространство и его структуру, обнаружив истинное единство элементов культуры.

П. Сорокин обозначал следующие модели культурных элементов, находящихся в определенном единстве:

  • смешение или сочетание идей, вещей, ценностей или иных предметов конкретном соц. и физическом пространстве в структурное единство;

  • интеграция под воздействием внешних факторов, не обладая внутренней связью, объединение происходит по признакам, возникшим случайно или неожиданно (как итог завоевания народа, культуры);

  • функциональная интеграция – когда культурный комплекс изменяется при исчезновении или видоизменении какого-то важного структурного элемента;

  • высшей формой интеграции признается интеграция, основанная на логико-смысловой связи. Идеалы, ценности и вещи, предметы объединены на основе совпадающего/интегрирующего, общего стиля, признака.

В общей теории социодинамики культуры обозначены специфические типы: чувственный, идеациональный и идеальный.

  1. Чувственный тип относят ко внутреннему опыту (образы, идей, стремления, эмоции). Вся объективная реальность функционирует в эмпирическом мире чувств. Например, культура античности. Человек стремится преобразовать окружающий мир, подчинить себе среду.

  2. Идеациональный тип характеризуется сверхчувственной реальностью, божественными ценностями. Например, это христианский символ веры, воплощенный в искусстве средних веков. Принимая духовные ценности человек стремится понять и изменить себя.

  3. Идеальный тип – это сочетание сверхчувственной и чувственной реальности, разумное дополнение, единство двух предыдущих типов. Здесь стиль частично реалистичен и, вместе с этим, частично символичен. Это, например, идеализированное искусство, ради наивысших идеалов.

Переживая периодические кризисы, типы культуры сменяют друг друга и дополняют.