Типология трудовых конфликтов

Оглавление

#Трудовой конфликт #три предмета конфликта #Причины трудовых конфликтов #Конфликты в трудовых коллективах
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
МИНИМУМ

Трудовой конфликт в организации рассматривается как:

  1. прямой вызов внутреннему порядку и стабильности трудового коллектива, позволяющий выявить интересы, разногласия, взаимные претензии и проблемы;

  2. способ регулирования взаимоотношений, налаживания оптимального порядка в организации производства и трудовых отношениях;

  3. необходимый этап в развитии трудового коллектива.

В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта:

  1. Условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.).

  2. Система распределения ресурсов (выплата заработной платы; расходование финансовых средств; распределение полученной прибыли; участие работников в управлении капиталом; правила проведения приватизации и т.д.).

  3. Выполнение ранее принятых договорённостей (взаимные поставки, расчёты; погашение долгов и т.д.).

Причины трудовых конфликтов:

  1. бюрократическое отношение администрации к интересам работников;

  2. бездействие администрации в улучшении условий труда;

  3. попытки администрации незаконно уволить работников;

  4. незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства;

  5. девальвация ценностей трудовой культуры;

  6. снижение трудовых и социальных гарантий работающих;

  7. низкая заработная плата, несправедливые расценки;

  8. несвоевременная выплата заработной платы;

  9. нецелевое расходование руководителями финансовых средств;

  10. нарушение договорных обязательств по поставкам, оплате и т.д.;

  11. рост безработицы;

  12. обнищание населения, включая наемных работников.

Типы конфликтов в трудовых коллективах

Конфликты в трудовых коллективах классифицируются по различным признакам:

  1. по природе возникновения — деловые и эмоциональные. Деловые конфликты имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны. Эмоциональные конфликты имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

  2. по направленности взаимодействия — вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга;

  3. по влиянию на развитие трудового коллектива — деструктивные и конструктивные. Конструктивные полезны и находят выражение в спорах и дискуссиях; деструктивные тормозят развитие трудового коллектива;

  4. по количеству участников — внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между отдельными личностями и группой. Это, основные тины конфликтов используемые в классификации.