Виды общностей. Общность и личность

Оглавление

#Личность #В структуре личности #Согласно интеракционистской теории #Процесс вхождения личности в социальную среду
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Личность — системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В структуре личности можно выделить три компонента:

  1. биогенный – физические данные, состояние здоровья (этот компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека);

  2. психогенный – эмоции, переживания, волевые устремления, память, способности и т. д. (в данном случае для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида);

  3. социогенный:

    • объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);

    • способности к творчеству, знания, навыки;

    • степень овладения культурными ценностями общества;

    • нравственные нормы, принципы;

    • способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг).

Согласно интеракционистской теории, личность, обладающая относительно постоянными внутренними свойствами, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Большую роль при этом играет окружение человека – те социальные группы, членом которых он является. Чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и подавления того, что в ней есть худшего.

Установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым этот человек принадлежит. Термин референтная группа используется для обозначения любой социальной общности, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Процесс вхождения личности в социальную среду включает в себя три стадии:

  1. Адаптация – предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности.

  2. Индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, как все в группе, – и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации.

  3. Интеграция – детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, – с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то наступает стадия дезинтеграции: личность либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию индивидуализации.