Виды социального взаимодействия в сфере социальной работы

Оглавление

#субъекта на объект #содействия клиенту в решении его проблем #Суть вмешательства состоит #Процесс влияния #Функциями влияния #Выделяют шесть основных источников влияния #Основными приемами и средствами влияния
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Взаимодействия в процессе практической социальной работы проявляются в двух основных формах – воздействия субъекта на объект и содействия клиенту в решении его проблем.

В научной литературе чаще всего анализируется первая форма взаимодействий. Так, преобладают определения социальной работы, где акцентируется разнообразное (государственное и внегосударственное) воздействие на человека с целью оказания ему помощи и поддержки, реализации прав клиента и компенсации наносимого ему ущерба, обеспечения достойного уровня жизни, восстановления или усиления нормального социального функционирования. Воздействие специалиста на объект социальной работы рассматривается с помощью понятий «вмешательство» и «влияние».

Социальная деятельность в системе социальной работы предполагает сознательное практическое проникновение в сложившуюся ситуацию с тем, чтобы добиться желаемых изменений в интересах людей. Соответственно, социальная работа на любом уровне деятельности ее субъектов может быть описана как вмешательство (интервенция) в ситуацию клиента. Интервенции выступают в качестве реакций специалистов на социальные проблемы и отклонения в поведении людей и призваны преодолевать их в ходе профессиональной деятельности. В социальной работе применяются множественные вмешательства на различных ее уровнях в зависимости от конкретной ситуации клиента и в непосредственном контакте с ним.

Суть вмешательства состоит в осуществлении влияния как основы интерактивной деятельности специалиста, направленной на клиента. Влияние предстает как процесс создания условий для развития личности или системы. В более узком, практическом смысле слова, это средство для обеспечения эффективности в продвижении к намеченной цели с помощью соответствующих методов.

В практике социальной работы влияние трактуется как двухсторонний процесс взаимодействия специалиста и клиента в различных подсистемах социальной сферы, осуществляемый с целью решения проблемы. Ряд специалистов, уточняя предметное поле социальной работы, указывает на доминирование в нем процесса социального влияния на взаимодействия и становление личности человека, и на развитие самого социума.

Процесс влияния в социальной работе может быть успешным при наличии следующих предпосылок.

  • Во-первых, социальный работник должен быть способен эффективно воздействовать на сознание клиента.

  • Во-вторых, клиент должен быть способен правильно воспринимать это воздействие.

Функциями влияния при этом выступают:

  • посредничество как оказание помощи индивиду в постижении и интерпретации окружающего мира;

  • стимуляция саморазвития человека;

  • оценка возможностей личностного роста клиента на ближайшую перспективу;

  • развитие критического и творческого мышления индивида и т.д. 

Выделяют шесть основных источников влияния, позволяющих оптимизировать отношения клиента с окружающим миром.

  • Прежде всего, это знания и опыт специалиста. В социальной работе они реализуются в сфере межличностных отношений, в дифференциации подходов к клиенту, в управлении деятельностью социальных служб, в моделировании и прогнозировании систем, в развитии социального обслуживания и пр.

  • Другим источником влияния выступают материальные источники помощи, связанные с финансированием социальных программ, оказанием услуг и т.д.

  • Далее следуют узаконенные полномочия специалиста. Они касаются его официальной должности и вытекающих из нее легитимных прав, обязанностей и связанной с ними ответственности.

  • Следующий источник влияния - статус и репутация специалиста. Статус указывает на положение, которое социальный работник занимает в обществе, и зависит от политики государства. Репутация складывается в процессе взаимодействия специалиста с другими людьми в среде его деятельности и зависит от его отношения к своим обязанностям.

  • Еще один источник влияния - харизматические данные и личная привлекательность специалиста. Первые представляют собой некое личностное дарование, которое, независимо от занимаемой человеком должности, усиливает его потенциальные возможности воздействовать на окружающих. Одновременно харизматические данные способствуют приобретению специалистом более высокого статуса в сфере своей деятельности. Вторая характеристика указывает на обаяние личности, умение расположить к себе людей и настроить их на участие в совместной деятельности.

  • Наконец, источником влияния является владение информацией. Здесь имеется в виду информация трех видов - связанная с профессиональной подготовкой специалиста, с его общей культурой, а также актуальная информация о процессах в обществе, природе и т.д. Обычно социальные работники одновременно или последовательно применяют несколько источников влияния.

Основными приемами и средствами влияния в социальной работе служат:

  • стимулирование (применение к объектам позитивных или негативных санкций за деятельность или бездействие);

  • убеждение (аргументированное воздействие на сознание клиента, способного самостоятельно сделать заключение о необходимости или о нежелательности изменений);

  • использование социальных связей (формирование специалистом межличностных отношений и управление ими в интересах клиента);

  • организация социальной среды (изменение в сознании и поведении клиента путем косвенного воздействия на него посредством преобразования социальной и физической среды его жизнедеятельности).