Влияние семьи на формы и уровень проявления подростковых девиаций. Понятие социализации и основные этапы данного процесса
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Подростковое поведение и уровень терпимости, адекватная социализация молодежи и степени и проявления девиаций в значительной степени зависят от семейного благополучия и климата.
Следует обозначить специфические стили внутрисемейного поведения, результатом которых могут стать и чаще всего становится девиантное поведение в подростковом возрасте:
разбалансированный или дисгармоничный стиль воспитания и внутрисемейных отношений (удовлетворение всех желаний ребенка, гиперопека в сочетании с жестким контролем и провоцированием на конфликтные ситуации);
нестабильный стиль неполных семей (отсутствие четкого распределения соц. ролей, адекватного примера соц. поведения в семье);
асоциальное поведение (употребление алкоголя, наркотиков, аморальный или криминальный образ жизни, незаконное применение силы).
Многочисленные исследования показывают, что существенной причиной возникновения девиаций в подростковом возрасте выступают негативные изменения ситуаций в семье (развод или смерть родителей, суициды, насилие, измены, оставление на попечение родственникам или в гос. учреждения и т.д.).
Такие состояния в семье приводят к эмоциональной нестабильности, чрезмерной критике и болезненному ее восприятию, потере своего «Я». В ответ на суровую реальность подростки становятся жестокими, несправедливыми, агрессивными и разочарованными в устоявшихся нормах и идеалах. Такое положение выливается в различные формы и типы девиаций.
Один из значительных аспектов взаимоотношения поколений, играющий значительную роль в жизнедеятельности общества – социализация. Успешная социализация обусловлена такими процессами, как: ожидания, изменением поведения и возможностью конформизма, позволяя взаимодействовать, вступать в коммуникации, обеспечивать сохранение и целостность общества в ходе прогресса и эволюции.
Этот сложный механизм работает всю жизнь, формируя наши интеллектуальные, физические, социальные и культурные навыки, позволяя исполнять различные социальные роли.
Под социализацией понимают обоюдный процесс, где, с одной стороны, происходит усвоение социальных норм, идеалов, ценностей культуры, чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, а с другой – процесс самореализации, воспроизводства социального опыта через ценности, идеалы, нормы и стандарты за счет активной интеракции и личностного переосмысления.
Различают первичную (детство, начало взросления) и вторичную социализацию (связана с передачей культуры, становлением в профессии и обществе).
Агентами социализации могут выступать личности, группы, организации и институты, позволяющие пройти процесс социализации максимально эффективно.
Успешность процессов социализации в обществе определяется принятием конкретного уровня конформизма или правил общественной жизни, определением и блокировкой девиантных способов, стратегий и пр. конкретного социума.
В ходе социализации целесообразно выделить некоторые стадии (этапы):
стадия младенчества (общение, подражание, игра);
стадия детства (ролевая игра, предметное подражание, любознательность);
подростковый период (обучение, усвоение социального опыта, эмоциональное развитие);
период от подросткового возраста до завершения обучения и получения образования (изменение в самосознании и самооценке, желание выделить себя среди других, установка на систему ценностей);
далее следуют стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. Они связаны с приобретением профессиональных навыков, становлением в конкретной специализации и переход к заслуженному отдыху.