З.Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи современной Англии, Франции, Германии

Оглавление

#Представления Фрейда о структуре общества #Теория структурации Гидденса #Гидденс #К. Хорни
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Представления Фрейда о структуре общества и его динамике довольно расплывчаты.

Социальную структуру он видит преимущественно в патриоцентристском плане, рассматривая, в сущности, только одну стратификационную схему: вождь — элита — массы (хотя он говорит иногда и о классовой структуре). Имея в виду лишь авторитарную форму лидерства, Фрейд считал, что массы всегда ищут вождя или поклоняются вождю, жаждут отказа от самостоятельности и ответственности.

Идеализация вождя и идентификация с ним, с точки зрения Фрейда,— один из основных. механизмов внутригрупповой солидарности и социального господства.

Среди социообразующих факторов первостепенное значение в концепции Фрейда имеют принудительные факторы, значительная роль отводится взаимным, в частности трудовым, интересам, еще большая — социальным чувствам — несексуальным формам эмоциональных отношений между членами группы — альтруистической любви, дружбе, которые, впрочем, представляют собой, по Фрейду, превращенную форму сексуальных импульсов.

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд,- проблема конфликта человека и общества. Отношение к социальному контролю, нормам, запретам, санкциям и т. п. у Фрейда двойственно. С одной стороны, это, по его мнению, необходимый инструмент обуздания инстинктов, без которого человечеству грозит самоуничтожение, с другой — нечто такое, что неизбежно ведет ко все большему извращению личности, к росту неврозов и т. п. Фрейд колебался между радикалистским и конформистским подходом к проблеме.

Неофрейдизм в социологии получил распространение главным образом в США, в 50-е гг. XX столетия. Из учения Фрейда он унаследовал положение о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательного начала, однако отказался от объяснения неврозов биологическими, сексуальными причинами.

В центре внимания К. Хорни, и в целом неофрейдизма, — взаимоотношения личности и общества. Общество у Хорни — «культура». При определенных условиях последняя оказывается неврогенной. Именно таким является современное западное общество. Невроз, следовательно, — не только болезненное состояние индивида, но и состояние всего общества. Хорни формулирует четыре «великих невроза нашего времени»: привязанности (поиски любви и одобрения любой ценой); власти (погоня за властью, престижем, обладанием); покорности; изоляции, или бегства от общества.

Видным представителем неофрейдизма является американский психолог и врач-психиатр Г. Салливен (1892-1949). Для социологии его учение представляет интерес во многих отношениях. В частности, Салливен рассматривал человеческую личность преимущественно как социальный продукт и именно как продукт межличностных отношений. Характерно, что в его трудах личность выступает как «Я-система». Показательно также, что Салливен отрицает человеческую индивидуальность. Развивая понятие социального «динамизма», Салливен приходит к парадоксальному выводу о существовании в каждом индивиде стольких личностей, сколько складывается в каждый момент «межличностных отношений».

Гидденс — один из основных представителей социологической теоретической мысли современной Англии. Творчество Г., охватывающее большое количество работ, написанных в течение последних 25 лет, разделяется на два периода.

Теория структурации Гидденса и связанные с ней концепции (действующего субъекта, социальных институтов, социальной и системной интеграции) призваны упорядочить понятийный и концептуальный аппарат теоретической социологии для изучения механизмов социальных изменений в современном обществе. воспроизводятся ими теми же средствами, которыми они реализуют себя как акторы — это основное положение теории структурации.