... > Социология > «Закон трех стадий»...

«Закон трех стадий» О. Конта

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Теологическая Метафизическая Позитивная
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

О. Конт определил черты позитивного мышления, это выражалось в законе «трех стадий»:

  1. Теологическая. Теологическая стадия означала, что все явления рассматривались как результат действия сверхъестественных сил. Ее хронологические рамки — древность и раннее Средневековье (продолжалась, по Конту, до 1300 года). В рамках этой стадии выделялись три периода — фетишизм, политеизм, монотеизм.

    • Период фетишизма связан с приписыванием жизни внешним предметам, в которых люди видели богов, поклонением неодушевленным предметам, наделявшимся сверхъестественной магической силой.

    • Период политеизма (что означает веру во многих богов), особенно ярко проявившийся в Древней Греции и Риме, был связан с формированием поэтического мировоззрения, развитием художественного творчества. Поэтому, считает Конт, материальная культура в Древнем мире развивалась слабо.

    • Что касается периода монотеизма, то он был характерен для обществ, где господствовала религия одного бога. Типичный пример — христианство.

  2. Метафизическая. Метафизическая стадия (с 1300 по 1800 год) характеризовалась направленностью на разрушение в ходе Реформации, Просвещения, революций, войн и т.д. старых верований, составлявших фундамент общественного порядка в эпоху Средневековья. В упадок приходят все авторитеты того времени: власть, религия, господствующие классы.

  3. Позитивная. Смысл позитивной стадии (по мнению Конта, начинается с 1800 года) состоит в коренном преобразовании мыслительных ориентиров, определяющих характер общества. Появляется индустриальный (промышленный) строй, приходящий на смену военному и теологическому состоянию. Характерные черты позитивной эпохи: быстрое развитие материальной культуры (обеспечивающее более легкую и приятную жизнь), рост социальных чувств, солидарность, справедливость и мир. Человеческая мысль стремится теперь объяснить все на основании открываемых законов, представляющих собой наблюдаемые связи между явлениями.