Аудиовизуальные СМИ: общая характеристика
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Сегодня средства массовой информации – самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного сознания с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
Каждая форма СМИ имеет свою знаковую систему: радио – устное слово, музыку; телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку.
Особенности радио как СМИ:
для информации, передаваемой посредством радио, характерна доходчивость, простота и в то же время эмоциональность живого слова;
основные преимущества радио связаны с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения и практически безграничным распространением, а также с технической простотой и дешевизной производственного процесса. Люди слушают радио, занимаясь другими делами, и при этом получают исчерпывающую информацию обо всех событиях;
важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию;
радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментна, линейна в своем движении. У слушателя нет возможности остановить ее. Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам.
Особенности телевидения как СМИ:
реализует концепцию социальной информации, интегрирующую в себе три основных направления: просветительское (распространяет сообщения, являющиеся основой полезной информации, знания), познавательное (формирует представление о совокупности знаний на основе полученной логической и прагматической информации), прогностическое (распространяет сведения, формирующие представления о будущем, вероятностную оценку будущего);
объединяет общество вокруг острых проблем, национальных интересов;
создает фон быта, досуга, деловой активности;
расширяет кругозор, формирует вкусы, меняет привычки;
сообщает телезрителю информацию о широком спектре противоречивых мнений, предоставляя тем самым возможность выбора;
привлекает к обсуждению насущных социальных проблем, воспитывает взгляды, гуманистическую позицию, экологическую этику;
способно стать общественной трибуной, и местом, с которого власть может отчитаться перед народом, разъяснить свою политику, мобилизовать ряды своих сторонников;
сохраняя оперативность радио, добавляет эффект сиюминутности происходящего, психологическое ощущение присутствия, сопричастности зрителя происходящим событиям и тем самым повышает результативность передач; телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят миллионы, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкрана как обращение непосредственно к нему;
широкий охват аудитории (в аудиторию входят разные возрасты, профессии, различные по уровню дохода люди);
разнообразие жанров;
специфическая форма организации материала (программа);
требуется большая команда для создания контента.