Каналы распространения информации в современном мире. Общественное мнение и процесс влияния на него
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Специфика каналов формирования общественного мнения
Каналы формирования общественного мнения — это коммуникационные каналы, по которым обеспечивается быстрая передача и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации, а массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений через эти каналы среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Массовые коммуникации — важный социальный и политический институт современного общества, выполняющий в широких масштабах функции:
идеологического и политического влияния;
поддержания социальной общности;
организации, информирования, просвещения и развлечения.
Каждый из каналов формирования общественного мнения имеет свою специфику. Уникальность радио — в его вездесущности и общедоступности. Люди слушают радио, занимаясь другими делами. Они пользуются радио, чтобы узнать новости, послушать музыку, развлечься.
Через газету человек отождествляет себя с обществом. Информация менее оперативна, зато более красочно оформляется и дольше сохраняется читателем, содержит больше обзорно-аналитического, чем событийного материала в сравнении с радио. Читатель рассчитывает найти в газете актуальные новости и надеется, что они окажутся достоверными.
Телевидение в глазах своей аудитории ближе других средств массовой информации стоит к прямому, непосредственному, личностному и двустороннему общению. Такое восприятие создается эффектами присутствия, доверительности и диалогичности телекоммуникаций.
Наружная реклама — один из наиболее гибких и удобных способов рекламы, а также одна из удобнейших возможностей установить контакт с потребителем.
Специфика Интернета заключается в том, что он объединяет в себе свойства практически всех каналов коммуникации: печатный текст, звук, картинка и визуальные эффекты.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что каждый из каналов формирования общественного мнения имеет отличительные характеристики, благодаря которым он используется обществом для получения информации и является наиболее эффективным для той или иной целевой группы. Каждый человек выбирает тот канал, из которого ему удобнее получать информацию и которому он доверяет в наибольшей степени, поэтому даже в нашем веке компьютерных технологий такие СМИ, как, например, радио и печать, до сих пор используются.
Общественное мнение в обобщенном виде означает совокупность взглядов индивидов на определенную проблему. Стремление повлиять на установки человека, то есть на то, что он думает по поводу данной проблемы, как относится к ней, и составляет первооснову практики СО. Разумно составленные и умело реализованные программы паблик рилейшнз способны кристаллизовать установки, усилить верования и определенным образом изменить общественное мнение. При этом нужно соблюдать следующее:
Прежде чем пробовать изменить общественное мнение, его следует идентифицировать и понять.
Необходимо четко определить целевые группы общественности.
Специалисты сферы связей с общественностью в центре внимания должны держать законы формирования общественного мнения, какими бы аморфными эти законы ни были. Известный американский специалист по паблик рилейшнз, социальный психолог Хадли Кентрил сформулировал следующие законы общественного мнения:
Общественное мнение чрезвычайно чувствительно к значительным событиям.
Необычно притягательные по силе события способны на какое-то время толкнуть общественное мнение из одной крайности в другую.
Общественное мнение, как правило, быстрее формируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае пока устные заявления как таковые не приобретут значения события.
Устные заявления и словесные формулировки по поводу политического курса приобретают максимальный вес тогда, когда мнение еще не сформировано и люди ожидают определенной их интерпретации со стороны заслуживающего доверия источника.
Общественное мнение в большинстве случаев не предвидит критических ситуаций — оно лишь реагирует на них.
С психологической точки зрения общественное мнение детерминировано главным образом корыстными интересами людей.
Общественное мнение не будет долгое время пребывать в возбужденном состоянии, если люди не почувствуют, что затронуты их собственные интересы.
Поскольку затрагиваются корыстные интересы людей, общественное мнение не так легко изменить.
Когда затрагиваются корыстные интересы, в демократическом обществе со стороны общественного мнения можно ожидать опережения практических действий официальных органов.
Если мнение разделяется незначительным большинством людей или же оно еще существенно не структурировано, свершившийся факт может склонить общественное мнение к его одобрению.
Общественное мнение, так же, как и личное, всегда эмоционально окрашено. Если общественное мнение базируется главным образом на эмоциях, в таком случае оно готово к особенно резким изменениям под влиянием событий.
В целом, если граждане демократического общества имеют возможность получать образование и пользуются широким доступом к информации, то общественному мнению присущи трезвость и здравый смысл. Чем больше люди разбираются в собственных преимуществах, создаваемых происходящими событиями и предлагаемыми им проектами, тем скорее склонны они согласиться с более объективными соображениями реалистически мыслящих специалистов.
Обобщая вышеизложенные законы формирования общественного мнения, можно сделать несколько выводов: во-первых, на общественное мнение оказывают влияние прежде всего события; во-вторых, типичной обратной реакцией общественного мнения является требование действовать; в-третьих, чтобы увлечь людей, всегда нужно принимать в расчет их собственные интересы; в-четвертых, требования, предъявляемые к руководству, не всегда объективны и самокритичны; в-пятых, всегда трудно определить надежность оценки состояния общественного мнения.