Печатные СМИ: общая характеристика

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Печатные СМИ Газета Журналы Формальные характеристики печатных СМИ: Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Печатные СМИ — это первый из каналов массовой коммуникации, к которому лишь в XX в. добавилось кино, радио, телевидение и Интернет. К числу первых газет, напоминающих современные издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 г. во Франции газету «La Gazettе». Она имела большое политическое влияние, интересно также, что в ней размещалась платная реклама. Ежедневные газеты, которые готовились профессиональными газетчиками стали выходить с начала XVIII в. в Германии, Англии, Франции. Начиная с середины XIX в. США наблюдалась тенденция так называемого «закона удвоения»: каждое десятилетие количество выходящих в стране газет удваивалось. С этого времени печатная пресса начала распространяться практически во всех развитых странах мира.

Печатные СМИ — это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной и визуальной информации.

Плюсы печати:

  • возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;

  • возможность отложенного чтения — до удобного времени; аналитичность;

  • возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).

Минус печати:

  • недостаток оперативности;

  • отсутствие непосредственной интерактивности;

  • дороговизна.

В настоящее время существует много различных вариантов классификации печатных изданий.

По географическим распространениям выделяют следующие классы СМИ:

  • транснациональные (обслуживаются территорией нескольких государств «National Geographic»);

  • общенациональные, центральные (на всей территории государства «Комсомольская правда»);

  • республиканские;

  • областные;

  • районные;

  • городские.

Условно говоря, все печатные СМИ можно разделить на газеты и журналы.

Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Название газета произошло от наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета). 

Особенности газет: постоянство (могут храниться долгое время); незначительная оперативность (многие новости уже оказываются устаревшими); мобильность (можно читать как дома, так и в любом другом месте). Наряду с традиционными жанровыми формами (информационные — заметка, репортаж, отчет, интервью, аналитические — статья, рецензия, комментарий, художественно-публицистические — очерк, фельетон, памфлет) сегодня на страницах газет и журналов появляются новые, например, научно-популярные эссе, социально-политические диалоги, аналитические интервью.

Журналы — печатное периодическое издание. Журнал, как и газета, является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций. В отличие от газет, журналы рассматривают события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном.

Как правило, адресованы строго определенным группам читателей. Особенности журналов: из-за того, что журналы выходят в свет реже, чем газеты, они отличаются низкой оперативностью подачи информации, зато у них больше возможностей для подробного анализа событий, размышлений, подведений итогов.

Формальные характеристики печатных СМИ:

  • Периодичность (различают ежедневные, еженедельные, декадные, ежемесячные, ежеквартальные, а также печатные издания, выходящие по мере накопления материала).

  • Время выхода издания (утренние до 11:00, вечерние до 18:00).

  • Тираж для многих остается единственным мерилом популярности и состоятельности того или иного СМИ.

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка