Подготовка биографии, досье, факт-листа
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Биография – жанр PR-текста, представляющий собой опорные биографические сведения о первом лице или должностном лице.
Существуют три основных типа биографии:
Биография-конспект – это практически тот же факт-лист (далее), с тем же принципом подачи информации. Биография-конспект обычно делается для экономической сферы. Чаще всего встречается в корпоративных изданиях (например, биографии новых сотрудников).
Структура биографии-конспекта:
1 блок – представительский (Ф.И.О., дата рождения);
2 блок – образовательный (образование, специальность, вуз, диплом с отличием, образовательные курсы и т. д.);
3 блок – карьера (периоды работы в компаниях, должность, карьерный рост и т. д.);
4 блок – семейное положение;
5 блок – хобби (увлечения, интересы, достижения в спорте и т. д.);
6 блок – планы на будущее.
Биография-рассказ – связный текст, разбитый на абзацы. В отличие от биографии-конспекта, здесь активно присутствуют сказуемые (пришел, окончил, поступил и т. д.).
Биография-повествование – этот тип биографии применяется преимущественно в политической сфере. Акцент с дат в данном случае перемещается в сторону качеств личности, характеристик человека. Более близок к журналистскому жанру портретного очерка. Обычно сопровождается иконическими материалами (фото). В биографии-повествовании можно дать основные положения программы (если это политический лидер).
Особой жанровой разновидностью биографии является некролог (в этом жанре структурой и собственно текстом подчеркивается связь умершего и фирмы, организации, которая и является инициатором публикации некролога).
Пресс-досье представляет собой сборник материалов, документов, сведений, статей, опубликованных в различных средствах массовой информации и содержащих подробную информацию о конкретном человеке, компании, мероприятии. Пресс-досье является максимально полным классифицированным перечнем информационных материалов по определенной тематике, полученных из открытых источников.
Пресс-досье включает в себя:
пресс-клиппинг – технология подбора публикаций в СМИ за определенное время, в которых упоминается компания/персона/событие. Другими словами, вырезки из газет, скриншоты веб-страниц, аудио- и видеоматериалы по интересующей тематике/компании/персоне (фиксирование документов без изменений).
дайджест – документ, в котором кратко излагается содержание материалов СМИ с целью создать представление о наиболее важных акцентах в медиапространстве за опр. время. В данном случае скорее материал с кратким содержанием публикаций, содержащих информацию о персоне/компании/др. (СМИ-дата-название-комментарий).
Составляя пресс-досье на значимые персоны, PR-менеджеру необходимо внести в него информацию о биографии, в том числе трудовой, адреса и контактные данные, по которым с данной персоной можно связаться, сведения о званиях, членстве в партиях, позитивных и негативных отзывах персоны о тех или иных явлениях, людях, организациях, его единомышленниках и конкурентах, интересах, частоте упоминаний о нем в средствах массовой информации, дополнив указанную информацию пресс-клиппингом.
Используя пресс-досье, можно выбрать наиболее перспективные для сотрудничества СМИ, анализировать негативные отклики и мнения для последующей корректировки стратегии компании, проводить исследования при разработке и подготовке PR-мероприятий, не затрачивая дополнительного времени и ресурсов, дополнять аналитические справки и доклады интересными и полезными материалами.
Факт-лист в кратком виде передает основную информацию об организации, но зачастую это связано с каким-либо конкретным событием, и сообщает дополнительные сведения, важные для более полного понимания и оценки этого события целевой аудиторией или журналистами. С точки зрения содержания различают три основных типа факт-листов:
В первом сообщаются важнейшие сведения из истории и развития организации, приводятся основные даты и имена лиц, с деятельностью которых связаны успехи организации в прошлом.
Во втором варианте факт-листа могут приводиться факты, касающиеся деятельности организации в настоящее время, объясняются ее миссия и цели, рассказывается о выпускаемой продукции, упоминаются ключевые фигуры.
В третьем типе факт-листов дается конкретная информация о каком-либо проекте, событии или мероприятиях, планируемых на ближайшее время.
Объем факт-листа обычно не превышает одной страницы; если весь желаемый текст не помещается на одной странице, окончание печатают на оборотной стороне листа. Формат факт-листа часто используют, когда нужно включить много цифровых данных. Именно таким образом он служит важным дополнением к пресс-релизу, включенному, например, в пресс-кит для журналистов, присутствующих на пресс-конференции.