... > Современная пресс-служба > Влияние интернет-СМИ на...

Влияние интернет-СМИ на формирование общественного мнения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Общественное мнение Почему и как интернет-СМИ влияют на общественное мнение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Общественное мнение – состояние массового сознания, проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях действительности.

Новые средства доставки информации (интернет-СМИ) предопределили качественную революцию в коммуникационном процессе. В результате их появления потоки сообщений создали особую информационную сферу, которая превратилась в самостоятельную область социальной жизнедеятельности со своими нормами, отношениями и связями, оказывающими мощное влияние на формирование общественного мнения.

В постиндустриальную эпоху информационных технологий интернет-СМИ являются основным институтом по формированию общественного мнения. Практически до конца ХХ столетия печатные СМИ и телевидение служили основным орудием формирования общественного мнения. Тогда же появился термин медиакратия — власть СМИ, не просто отражающих действительность, но формирующих ее в нашем сознании (+с тех пор средства массовой информации называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан). Однако уже на рубеже ХХ‒XXI вв. «традиционные СМИ» стали уступать место новым носителям информации – «новым СМИ» (Интернет, блоги, Твиттер, Facebook, SMM и т. д.). Именно «новые» сетевые носители информации перехватывают инициативу в производстве и предоставлении новостей и побеждают в конкурентной борьбе за воздействие на общество. 

Доказательство: в 2015 г. популярнейший российский новостной сайт Lenta.ru вошел в пятерку самых цитируемых СМИ, оставив за собой столпы российской журналистики: Первый канал, газету «Комсомольская правда», радио «Эхо Москвы» и т. д. Данная статистика говорит о том, что рейтинг доверия интернет-изданиям неустанно растет. Им доверяют, на них ссылаются. Другими словами, сетевые СМИ так или или иначе влияют на формирование общественного мнения. Это выгодно журналистам и владельцам СМИ, а также социальным институтам, к которым они относятся.

Почему и как интернет-СМИ влияют на общественное мнение?

  1. Мультимедийность. Совмещение нескольких видов контента (фото, видео, аудио) в одном материале делает его не просто интереснее и привлекательнее, а передает атмосферу события и максимально реалистично погружает в новость (= больше доверия).

  2. Частота новостей и большой объем информации. Ориентироваться в потоке интернет-информации крайне трудно, так как человек не всегда имеет возможность проверить достоверность получаемых сведений. Порой ему не остается ничего иного, как принимать предлагаемую информацию на веру, что может способствовать формированию представлений, не имеющих ничего общего с истинным положением вещей. Это позволяет выступать интернет-СМИ главным инструментом манипулирования общественным мнением, используя для этого разнообразные хорошо отработанные технологии воздействия на массовое сознание аудитории. Также во время регулярного ежедневного просмотра потока постоянно обновляющихся новостей человек так или иначе перенимает идею СМИ. 

  3. Тенденция на тематическую направленность. С появлением Интернета СМИ стали проще подстраиваться под конкретные запросы аудитории и разделяться по интересам: спортивные СМИ, новости из культурной среды, политическая повестка и т. д. Акцент на конкретную тематику позволяет эффективнее воздействовать на общественное мнение, так как СМИ попадает точно в нужную целевую аудиторию, в ее специфические интересы.