Матрица БКГ в анализе продуктового портфеля компании

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

матрица БКГ Звезды Дойные коровы Трудные дети Собаки
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Каждая фирма продает товары, находящиеся на разных этапах жизненного цикла. Следовательно, торговля одними товарами может быть успешной, а продажа других может создавать проблемы. Поэтому необходимо определить, сколько и каких товаров на каждом из этапов жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную работу предприятия. Для решения такой проблемы может быть использована матрица БКГ. В этой матрице имеются четыре ячейки, в которых указываются товары фирмы с учетом темпов роста объемов продаж всех аналогичных товаров конкурирующих фирм и относительной доли на рынке отдельных товаров фирмы.

123

Звездыобладают самыми высокими темпами рыночного роста и занимают наибольшую долю на рынке. Они популярны, перспективны, но при этом требуют значительных инвестиций. Стратегия СОХРАНЕНИЯ ЛИДИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЙ (так как это перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании).

Дойные коровыхарактерна большая доля рынка, при низком темпе его роста. Затратных инвестиций не требуют, принося при этом стабильный и высокий доход. Этот доход компания использует для финансирования других продуктов. Стратегия СОХРАНЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ (так как они приносят хороший стабильный доход и такое положение дел желательно сохранять как можно больше).

Трудные дети — доля рынка маленькая, но темпы роста продаж – высокие. Чтобы увеличить их рыночную долю требуются большие усилия и затраты. Поэтому компания должна провести анализ матрицы БКГ и оценить, способны ли они стать «Звездами», стоит ли в них вкладываться. Стратегия УВЕЛИЧЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ (с целью превратить их в «Звезд»).

Собаки — низкая доля на рынке, низкие темпы роста рынка. Доход приносимый ими и рентабельность малы. Обычно они самоокупаются, но не более того. Перспектив нет. Стратегия СОКРАЩЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ДОЛИ или ЛИКВИДАЦИИ.

Таким образом, проходя отдельные этапы жизненного цикла, товары фирмы проходят путь от «трудных детей» к «звездам». В период зрелости они становятся «дойными коровами», и полученная от их продаж прибыль является источником финансирования следующих поколений «звезд» и отдельных выбранных товаров из «Трудных детей».

Чтобы товарная номенклатура фирмы была оптимальной, она должна содержать товары, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, т. е. в разных ячейках матрицы БКГ. Используя эту матрицу, фирма может определить ведущую роль отдельных товаров по сравнению с аналогичными товарами конкурентов или выявить динамику развития рынков этих товаров.