Опрос как метод маркетингового исследования: интервью и анкетирование. ESOMAR
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Опрос — это метод сбора первичной маркетинговой информации, предусматривающий, во первых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, и, во вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов.
Разновидности опросов
В зависимости от того кем являются опрашиваемые лица:
опросы потребителей;
опросы работников торговых предприятий;
опросы экспертов.
По степени охвата опрашиваемых:
сплошные, когда изучается мнение всех лиц данной совокупности;
выборочные, охватывающие только часть единиц данной совокупности.
По частоте проведения обследования:
Спорадические — опросы отдельных групп потребителей, проводящиеся в случае необходимости решения конкретной проблемы.
Панельные — многократные опросы одной и той же группы лиц.
Для проведения опроса обычно подготавливаются специальные вопросы, а также формулируются возможные ответы на них. Если вопросы задаются в разных формулировках и опрос принимает форму свободной беседы, то его принято называть интервьюированием. Если вопросы ставятся в фиксированной форме, то такой опрос называется анкетированием.
Анкетирование
Для анкетирования разрабатывается специальный опросный бланк — анкета. В анкете одновременно с указанием вопросов приводятся возможные ответы на них. Анкетные опросы проводятся как в устной, так и в письменной форме. Вопросы анкеты должны быть понятными для всех опрашиваемых лиц. Поэтому при их формулировке следует употреблять простые, общеизвестные слова и краткие предложения. Вопросы должны быть точными, не допускающими двусмысленных толкований.
Интервью
Интервью представляет собой особый подметод маркетингового опроса. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.
По технике организации опросов и ряду других факторов интервью подразделяется на:
личное — предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом, в форме личной беседы;
телефонное — беседа, проводимая интервьюером с респондентом по телефону;
глубинное — используется в первую очередь в ситуациях, когда респонденты не хотят или не имеют возможности ответить на вопросы, так как они кажутся людям слишком личными, касающимися их самооценки и престижа, наконец, когда люди не могут четко осознать свое отношение к проблеме, по которой ставится вопрос.
ESOMAR
ESOMAR — одна из наиболее известных и уважаемых исследовательских ассоциаций в мире, образованная в 1948 году.
ESOMAR объединяет компании и организации, проводящие маркетинговые исследования и исследования в области общественного мнения.
Членство в ESOMAR означает соблюдение членом определенных стандартов проведения исследований и служит определенной гарантией высокого качества исследований.
На сегодняшний день в ESOMAR существует только индивидуальное членство, в то же время имеется каталог компаний (т. н. ESOMAR Directory), в которых работают члены ESOMAR. Принято считать, что компания, находящаяся в ESOMAR Directory, является членом ESOMAR.