... > Теория коммуникации > Архитектура как средство...

Архитектура как средство коммуникации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Семиотика Семантика Архитектура
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Семиотика — это наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Архитектурная семиотика состоит из трех основных частей: семантики, занимающейся смысловой стороной архитектуры; синтактики, отвечающей за отношения частей архитектурной формы между собой и по отношению к целому; и прагматики, занимающейся отношениями между архитектурной формой, архитектором и потребителями.

Семантика отвечает за смысловую сторону архитектуры как искусства и дает ей символический образ. Она отражает социальные и культурные идеи общества определенной эпохи и народа. 

Архитектура — это не знаковая система сама по себе, это знаковая система в конкретных социально-экономических обстоятельствах. Каждая эпоха предлагает свои собственные средства выражения. В архитектуре семиотика является методом исследования знаковой системы.

Такой метод доказывает невозможность моделирования архитектурного языка, так как система знаков в архитектуре подвижна и зависит от эпохи.
Каждый раз, когда мы думаем о здании, мы понимаем, что здание имеет конкретные функциональные компоненты. Что здание имеет функцию и свое назначение. Семиотик должен прийти и показать, что назначение есть значение, что функция это в действительности коммуникативная семиотическая единица.

У архитектуры свой язык, своя семиотическая система. Для решения вопроса о семиотическом понимании архитектуры важным является анализ типов архитектурных знаков

Знак рецепционного ожидания

Архитектурный знак рецепционного ожидания (характер решетки, ворот перед зданием, аллеи, ведущей к нему) создает настрой зрителей на тот или иной тип восприятия, дает информацию о целостности архитектурного произведения, о его типе, дает ключ к прочтению пластического архитектурного текста, настраивает на прочтение концепции здания, предупреждает о том, с чем встретится зритель.

Функция сооружения и художественная концепция раскрываются тремя знаковыми средствами: 

  1. Через двойственное назначение (бифункциональность) сооружения: надгробие и одновременно трибуна.

  2. Через пластику: традиционная для надгробия форма усеченной пирамиды, выражающая идею смертности и скорби, сочетается с массой куба, выражающей идею устойчивости, вечности, бессмертия.

  3. Через язык цвета: траурно-торжественное сочетание черного цвета скорби и красного цвета жизни.