Барьеры в коммуникации. Типологии барьеров и способы их преодоления
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.
Психофизиологические барьеры
Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода).
Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции (нарушения логопедического характера — заикание, картавость и т. п.), нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (афония, дисфония — полная или частичная потеря голоса вследствие, например, простудных заболеваний или ввиду несмыкания голосовых связок), глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т. д.
Психологические барьеры
На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики.
Психологические барьеры общения по своей природе могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Выполняя функцию средства психологической защиты индивида от перегрузки эмоциональной информацией, стереотип выступает и в роли социально-психологического барьера на пути адекватного восприятия партнера по общению в качестве уникальной индивидуальности. Примером вторых могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности. Так, интровертированность часто оказывается социально-психологическим барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой.
Кроме перечисленных, к наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, неспособности решить даже простые задачи, к провалам в памяти, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей, речевым аномалиям и т. п. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость).
Психологические барьеры выполняют две основные функции:
функцию психологического препятствия (мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды. Причины возникновения препятствий: в особенностях либо ситуации, либо сообщения, либо личностных характеристик коммуникатора и реципиента);
функцию психологической защиты (способствует повышению уровня психологической защищенности личности, ее автономности, обособленной личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность).
Способы преодоления:
введение соответствующих психологических компенсаторных механизмов обеспечивающих контроль человеком своего психического состояния и ситуации общения, своевременную релаксацию или, наоборот, целенаправленную активность.
Социокультурные барьеры
Люди являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т. д. — это и порождает социокультурные барьеры.
Наиболее очевидные среди социокультурных барьеров — лингвистические и семантические барьеры.
Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов — богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов — лингвистического смыслового наполнения произносимых слов. Различаются языки не только народов, но и разных социальных групп. Очевидно, что коммуникация возможна только в том случае, если коммуниканты владеют общим кодом (системой знаков, к которой относится и язык).
Способы преодоления
Для успешной коммуникации необходимо овладеть социокультурным кодом сообщества, на языке которого осуществляется коммуникация, теми знаниями и представлениями, которые хранятся в его «когнитивной базе» — совокупности знаний и представлений, общих для всех членов данного лингвокультурного сообщества.
Практические выводы можно сформулировать следующим образом:
никогда не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились в данной культуре;
необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения: важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение;
необходимо рассматривать сообщения с точки зрения получателей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его интересах, чувствах, приоритетах;
нужно использовать различные средства доставки сообщения;
следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.