... > Теория коммуникации > Эффекты восприятия в...

Эффекты восприятия в межличностной коммуникации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Эффекты восприятия Эффект роли Эффект авансирования Эффект снисходительности Эффект «физиогномической редукции» Эффект красоты презумпции взаимности Стереотипизация Проецирование Эффект ореола
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей восприятия как одного из важнейших психических процессов обычно отмечают: 

  • принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира; 

  • принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации не дискретно, но как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства; 

  • принцип устойчивости: имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях. 

Эффекты восприятия:

  • «Эффект роли». Следует отличать личностные качества индивида и его поведение, определяемое ролевыми функциями.

  • «Эффект авансирования». Приписывание человеку несуществующих достоинств, а затем разочарование оттого, что его поведение не соответствует сложившемуся положительному представлению.

  • «Эффект снисходительности». Состоит в необоснованном позитивном восприятии человека при недооценке его негативных черт. Его основа — стремление обезопасить себя от возможных конфликтов, неизбежно возникающих при объективной оценке негативных черт.

  • Эффект «физиогномической редукции». Состоит в поспешных выводах о внутренних психологических характеристиках человека на основе его внешнего облика.

  • «Эффект красоты». Проявляется в том, что внешне более привлекательные люди расцениваются как более приятные в целом, а менее привлекательные, соответственно, как менее приятные в целом.

  • Феномен «внутригруппового фаворитизма». Заключается в тенденции доброжелательнее воспринимать и оценивать членов собственной группы, чем представителей какой-либо другой группы.

  • Феномен «презумпции взаимности»/«иллюзии взаимности». Заключается в устойчивой тенденции человека воспринимать отношения к нему со стороны окружающих его людей подобными его собственным отношениям к ним.

  • Феномен «предположения о сходстве». Состоит в тенденции субъекта считать, что другие значимые для него люди воспринимают окружающих так же, как он сам. 

  • Установка/«эффект ожиданий»/«эффект Пигмалиона». Данное понятие в межличностной перцепции стоит понимать как формирование впечатления о человеке, используя предыдущий опыт. Опасность данного эффекта заключается в том, что люди собственной установкой могут спровоцировать партнера по общению на ожидаемое поведение.

  • Стереотипизация. Наиболее важными характеристиками партнера оказываются те, которые позволяют отнести его к какой-то категории, группе. 

  • Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. 

  • Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.