Модель коммуникации Д. Берло
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Берло подробно описал факторы, влияющие на отдельные компоненты коммуникации, которые способны сделать ее более эффективной. Модель также учитывает фактор кодирования и декодирования информации.
Источник и получатель анализируются с точки зрения имеющихся у них коммуникативных навыков, знаний, их социальных принадлежности, культурных характеристик, аттитюдов (социально-психологических установок, определяющих реакции индивида).
Источник — это начало коммуникации, основанной на установках, навыках, знаниях отправителя и окружающей среды.
Получатель — человек, которому предназначено сообщение, и получатель должен дать обратную связь отправителю, выполнив такие же шаги, что и отправитель сообщения.
Согласно концепции Берло, чтобы общение было эффективным, модель мышления и все прочие факторы, упомянутые выше, должны быть у источника и получателя примерно на одном уровне. Иными словами, сообщение может не иметь нужного эффекта, если получатель и отправитель мыслят по-разному. Получатель также должен уметь хорошо слушать собеседника.
Все необходимые характеристики источника и получателя:
Коммуникативные навыки
Если источник обладает хорошими коммуникативными навыками, сообщение будет передано четче и качественнее. Точно так же, если получатель не может понять сообщение, то связь вряд ли будет эффективной. Коммуникативные навыки включают умение говорить, презентовать информацию, читать, писать, слушать и т. д.
Установки
Установки человека по отношению к себе, получателю и окружающей среде влияют на смысл и эффект сообщения.
Знания
Знание предмета позволяет источнику передавать сообщения более качественно.
Социальные системы
Ценности, убеждения, законы, правила, религия и многие другие социальные факторы влияют на саму генерацию сообщения.
Культура
Культурные различия меняют смысл сообщений. Человеку из одной культуры может показаться оскорбительным то, что его собеседник из другой культуры считает вполне приемлемым.
Сообщение рассматривается с позиции его элементов, структуры, содержания и способа кодирования.
Сообщение — это послание, которое источник отправляет получателю. Послание может быть отправлено в форме вербального сообщения, аудио, текста, видео или других средств коммуникации.
Ключевые факторы, влияющие на сообщение:
Содержание
Содержание — это то, из чего состоит сообщение. Все сообщение от начала до конца заключает в себе его содержание.
Элементы
Элементы — это невербальные составляющие, которые передаются вместе с содержанием. Сюда входят жесты, знаки, язык и т. д.
Манера передачи
Манера передачи — это то, как сообщение передается получателю. Она также влияет на обратную связь.
Структура
Структура сообщения или то, как оно было организовано, влияет на его эффективность.
Код
Код — это форма отправки сообщения. Она может быть языковой, текстовой, в форме видео и т. д.
Каналами коммуникации, по Берло, являются пять органов чувств, по которым поступает информация.
Канал — это среда, используемая для отправки сообщения. В массовой коммуникации и других ее формах в качестве канала могут использоваться технические средства вроде телефона, Интернета и прочих, однако в обычном общении каналом для коммуникации являются пять наших чувств.
Слух — мы получаем сообщение посредством слуха.
Зрение — мы воспринимаем информацию через зрение. Мы также получаем при помощи него невербальные сообщения.
Осязание — многое из невербальной коммуникации завязано на осязании, к примеру, то, как мы касаемся друг друга.
Обоняние — мы получаем информацию от обоняния.
Вкус — вкус также может быть каналом получения информации.
Однако в спектр анализируемых параметров включены только приобретенные коммуникативные навыки, сложившиеся устойчивые модели поведения, система регулярных социальных отношений и накопленные знания о мире. Индивидуальные социальные и психологические параметры личности, например, статус, ситуативная роль, устойчивые психические функции, доступные внешнему наблюдению, не рассматриваются.
Таким образом, полного представления о субъекте информационного обмена на основании выделенных в модели характеристик получить нельзя, но, по крайней мере, анализируются «внешние» параметры коммуникантов, позволяющие учесть специфику исходных данных сообщения на выходе и на приеме.
Недостатки модели:
однонаправлена (линейная модель);
не анализирует обратную связь;
не учитывает «шум»/барьеры;
оба человека должны быть на одном социальном уровне.