... > Теория коммуникации > Модель коммуникации Д....

Модель коммуникации Д. Берло

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Источник Берло Получатель Сообщение Канал Недостатки
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Берло подробно описал факторы, влияющие на отдельные компоненты коммуникации, которые способны сделать ее более эффективной. Модель также учитывает фактор кодирования и декодирования информации.

Источник и получатель анализируются с точки зрения имеющихся у них коммуникативных навыков, знаний, их социальных принадлежности, культурных характеристик, аттитюдов (социально-психологических установок, определяющих реакции индивида).

Источник — это начало коммуникации, основанной на установках, навыках, знаниях отправителя и окружающей среды.

Получатель — человек, которому предназначено сообщение, и получатель должен дать обратную связь отправителю, выполнив такие же шаги, что и отправитель сообщения.

Согласно концепции Берло, чтобы общение было эффективным, модель мышления и все прочие факторы, упомянутые выше, должны быть у источника и получателя примерно на одном уровне. Иными словами, сообщение может не иметь нужного эффекта, если получатель и отправитель мыслят по-разному. Получатель также должен уметь хорошо слушать собеседника.

Все необходимые характеристики источника и получателя:

  • Коммуникативные навыки

Если источник обладает хорошими коммуникативными навыками, сообщение будет передано четче и качественнее. Точно так же, если получатель не может понять сообщение, то связь вряд ли будет эффективной. Коммуникативные навыки включают умение говорить, презентовать информацию, читать, писать, слушать и т. д.

  • Установки

Установки человека по отношению к себе, получателю и окружающей среде влияют на смысл и эффект сообщения.

  • Знания

Знание предмета позволяет источнику передавать сообщения более качественно.

  • Социальные системы

Ценности, убеждения, законы, правила, религия и многие другие социальные факторы влияют на саму генерацию сообщения.

  • Культура

Культурные различия меняют смысл сообщений. Человеку из одной культуры может показаться оскорбительным то, что его собеседник из другой культуры считает вполне приемлемым.

Сообщение рассматривается с позиции его элементов, структуры, содержания и способа кодирования.

Сообщение — это послание, которое источник отправляет получателю. Послание может быть отправлено в форме вербального сообщения, аудио, текста, видео или других средств коммуникации.

Ключевые факторы, влияющие на сообщение:

  • Содержание

Содержание — это то, из чего состоит сообщение. Все сообщение от начала до конца заключает в себе его содержание.

  • Элементы

Элементы — это невербальные составляющие, которые передаются вместе с содержанием. Сюда входят жесты, знаки, язык и т. д.

  • Манера передачи

Манера передачи — это то, как сообщение передается получателю. Она также влияет на обратную связь.

  • Структура

Структура сообщения или то, как оно было организовано, влияет на его эффективность.

  • Код

Код — это форма отправки сообщения. Она может быть языковой, текстовой, в форме видео и т. д.

Каналами коммуникации, по Берло, являются пять органов чувств, по которым поступает информация.

Канал — это среда, используемая для отправки сообщения. В массовой коммуникации и других ее формах в качестве канала могут использоваться технические средства вроде телефона, Интернета и прочих, однако в обычном общении каналом для коммуникации являются пять наших чувств.

  • Слух — мы получаем сообщение посредством слуха.

  • Зрение — мы воспринимаем информацию через зрение. Мы также получаем при помощи него невербальные сообщения.

  • Осязание — многое из невербальной коммуникации завязано на осязании, к примеру, то, как мы касаемся друг друга.

  • Обоняние — мы получаем информацию от обоняния.

  • Вкус — вкус также может быть каналом получения информации.

Однако в спектр анализируемых параметров включены только приобретенные коммуникативные навыки, сложившиеся устойчивые модели поведения, система регулярных социальных отношений и накопленные знания о мире. Индивидуальные социальные и психологические параметры личности, например, статус, ситуативная роль, устойчивые психические функции, доступные внешнему наблюдению, не рассматриваются.

Таким образом, полного представления о субъекте информационного обмена на основании выделенных в модели характеристик получить нельзя, но, по крайней мере, анализируются «внешние» параметры коммуникантов, позволяющие учесть специфику исходных данных сообщения на выходе и на приеме.

Недостатки модели:

  • однонаправлена (линейная модель);

  • не анализирует обратную связь;

  • не учитывает «шум»/барьеры;

  • оба человека должны быть на одном социальном уровне.