Модель коммуникации Г. Лассуэлла
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Модель коммуникации Лассуэлла (также известная как «модель действия», «линейная модель» или «односторонняя модель коммуникации») была разработана Лассуэллом (1902—1978) в 1948 г. и считается одной из наиболее влиятельных концепций в теории коммуникации.
Элементы коммуникации включены в модель в порядке ответа на последовательно возникающие вопросы:
КТО сообщает?
ЧТО сообщает?
по какому КАНАЛУ?
КОМУ?
с каким ЭФФЕКТОМ?
Коммуникатор (Кто?) — это человек, который передает информацию. Производится анализ коммуникатора, выявляются его характеристики, факторы, способствующие улучшению взаимодействия с аудиторией. Анализируются причины возникновения самого акта коммуникации.
Сообщение (Что?) — это то, что передается от коммуникатора. В данном случае будет проводиться анализ содержания сообщения, информации (контент, объем, сложность, композиция), а также выявлена частота употребления и количество упоминаний сообщения в СМИ.
Канал (По какому каналу?) — это способ передачи сообщения. Анализ средств и каналов, с помощью которых передается сообщение. Выявление наиболее приемлемых средств коммуникации и их специфик.
Получатель (Кому?) — это тот, кто получает сообщение. Аудитория, на которую было направлено сообщение, подвергается анализу, в ходе которого выявляются отличительные черты и характеристики данной аудитории.
Эффект (С каким эффектом?) — это реакция на полученное сообщение. Анализ результатов коммуникационного воздействия, оценка эффективности коммуникации на основании: принятия или отвержения информации, возникшего интереса к содержанию сообщения или безразличия.
Модель Лассуэлла отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации — она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на получателя (реципиента), и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения.
Недостаток модели — она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится для описания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, где получатель сообщения рассматривается как объект воздействия.
Убеждение в том, что сообщения средств массовой коммуникации одинаково воспринимаются всеми реципиентами и вызывают у них незамедлительную и предсказуемую реакцию, послужили тому, что концепция Лассуэлла была определена как «теория волшебной пули», ибо согласно ей, коммуникация похожа на волшебную пулю, которую коммуникатор из своего мозга направляет в мозг реципиента, где она незамедлительно изменяет идеи, чувства и, главное, мотивацию, служащую основанием последующих действий.