... > Теория коммуникации > Модель коммуникации Г....

Модель коммуникации Г. Лассуэлла

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Модель коммуникации Лассуэлла Коммуникатор Сообщение Канал Получатель Эффект Недостаток модели
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Модель коммуникации Лассуэлла (также известная как «модель действия», «линейная модель» или «односторонняя модель коммуникации») была разработана Лассуэллом (1902—1978) в 1948 г. и считается одной из наиболее влиятельных концепций в теории коммуникации.

Элементы коммуникации включены в модель в порядке ответа на последовательно возникающие вопросы:

  • КТО сообщает?

  • ЧТО сообщает? 

  • по какому КАНАЛУ? 

  • КОМУ? 

  • с каким ЭФФЕКТОМ?

Коммуникатор (Кто?) — это человек, который передает информацию. Производится анализ коммуникатора, выявляются его характеристики, факторы, способствующие улучшению взаимодействия с аудиторией. Анализируются причины возникновения самого акта коммуникации.

Сообщение (Что?) — это то, что передается от коммуникатора. В данном случае будет проводиться анализ содержания сообщения, информации (контент, объем, сложность, композиция), а также выявлена частота употребления и количество упоминаний сообщения в СМИ.

Канал (По какому каналу?) — это способ передачи сообщения. Анализ средств и каналов, с помощью которых передается сообщение. Выявление наиболее приемлемых средств коммуникации и их специфик.

Получатель (Кому?) — это тот, кто получает сообщение. Аудитория, на которую было направлено сообщение, подвергается анализу, в ходе которого выявляются отличительные черты и характеристики данной аудитории.

Эффект (С каким эффектом?) — это реакция на полученное сообщение. Анализ результатов коммуникационного воздействия, оценка эффективности коммуникации на основании: принятия или отвержения информации, возникшего интереса к содержанию сообщения или безразличия.

Модель Лассуэлла отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации — она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на получателя (реципиента), и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения.

Недостаток модели — она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится для описания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, где получатель сообщения рассматривается как объект воздействия.

Убеждение в том, что сообщения средств массовой коммуникации одинаково воспринимаются всеми реципиентами и вызывают у них незамедлительную и предсказуемую реакцию, послужили тому, что концепция Лассуэлла была определена как «теория волшебной пули», ибо согласно ей, коммуникация похожа на волшебную пулю, которую коммуникатор из своего мозга направляет в мозг реципиента, где она незамедлительно изменяет идеи, чувства и, главное, мотивацию, служащую основанием последующих действий.