Научная дискуссия как специфическая форма коммуникации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Научная дискуссия — это такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса на основе коллективной формы научного поиска.
Дискуссия считается результативным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Научная дискуссия осуществляется под руководством ведущего, подготовленного к решению обсуждаемой проблемы на основе консенсуса.
Целью научной дискуссии выступает прояснение меры истинности и меры ложности каждого из выдвинутых тезисов или определение адекватности полученных экспериментальных данных реальному явлению.
Основная задача научной дискуссии — либо достижение участниками согласия по данной проблеме (вопросу), либо определение путей и подходов к ее решению.
Средства, используемые в научной дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками.
Исходными условиями для начала научной дискуссии являются наличие:
по крайней мере, двух собеседников (противников);
некоторого смыслового поля (положения) — тезиса научной дискуссии, относительно которого у вступающих в дискуссию личностей имеются разные мнения (точки зрения).
Ведение научной дискуссии — это умение правильным образом выстроить аргументацию и продемонстрировать связь между обсуждаемым тезисом и выдвигаемыми аргументами.
Тезис — общие положения (обобщения) или высказывания о конкретных фактах.
Обосновываемое положение — это суждение о тезисе. Как правило, показывает занимаемую исследователем позицию в отношении тезиса. В простых случаях показывает истинность или ложность тезиса.
Аргументы — это суждения, истинность которых уже установлена или, по крайней мере, предполагается несомненной. Аргументы используются для обоснования положения о тезисе. В качестве аргументов могут выступать: ранее доказанные положения; суждения об удостоверенных фактах; определения; аксиомы и др.
Основные черты научной дискуссии
Субъекты дискуссии — соавторы в коллективном процессе обсуждения научной проблемы.
Тезисы сторон могут быть не только взаимоисключающими, но и взаимодополняющими.
Научная дискуссия характеризуется как форма обсуждения предмета на уровне сущности.
Обсуждение спорного положения связано с всесторонностью анализа, коллективной мыследеятельностью, формированием универсального субъекта.
Научная дискуссия всегда регламентирована в пространственном и временном отношении и упорядочена в процедурном отношении.
Поле аргументации развивается под действием процесса обмена мнениями по мере прояснения предмета разногласий. Из поля аргументации исключаются положения, которые не прошли проверку (верификации), или положения, которые опровергнуты (фальсифицированы).
В отличие от спора (конфликтность и бескомпромиссная борьба мнений), научная дискуссия тяготеет к компромиссу, подведению тезисов под общее основание, уточнению терминологии, обобщению методики, формулированию единой методологии.
Быть несогласными между собой относительно какого-то положения могут как отдельные люди, так и научные школы, деловые корпорации, политические партии и др. Важно, чтобы участники научной дискуссии могли быть сгруппированы как две стороны, выступающие соответственно «за» и «против» спорного положения.
Научная дискуссия заканчивается не тогда, когда собеседники расходятся по домам или сходятся врукопашную, а тогда, когда достигнуты цели, поставленные в ее начале. Это означает, что:
стороны пришли к обоюдному согласию относительно истинности (ложности) первоначального выдвинутого тезиса;
принято решение, которое всерьез собираются выполнить обе стороны;
у одной из сторон изменилось мнение на точку зрения другой, и она принята ею.