... > Теория коммуникации > Научная дискуссия как...

Научная дискуссия как специфическая форма коммуникации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Научная дискуссия Основная задача Средства Тезис Аргументы Обосновываемое положение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Научная дискуссия — это такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса на основе коллективной формы научного поиска. 

Дискуссия считается результативным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Научная дискуссия осуществляется под руководством ведущего, подготовленного к решению обсуждаемой проблемы на основе консенсуса.

Целью научной дискуссии выступает прояснение меры истинности и меры ложности каждого из выдвинутых тезисов или определение адекватности полученных экспериментальных данных реальному явлению.

Основная задача научной дискуссии — либо достижение участниками согласия по данной проблеме (вопросу), либо определение путей и подходов к ее решению.

Средства, используемые в научной дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками.

Исходными условиями для начала научной дискуссии являются наличие:

  • по крайней мере, двух собеседников (противников);

  • некоторого смыслового поля (положения) — тезиса научной дискуссии, относительно которого у вступающих в дискуссию личностей имеются разные мнения (точки зрения).

Ведение научной дискуссии — это умение правильным образом выстроить аргументацию и продемонстрировать связь между обсуждаемым тезисом и выдвигаемыми аргументами.

Тезис — общие положения (обобщения) или высказывания о конкретных фактах.

Обосновываемое положение — это суждение о тезисе. Как правило, показывает занимаемую исследователем позицию в отношении тезиса. В простых случаях показывает истинность или ложность тезиса.

Аргументы — это суждения, истинность которых уже установлена или, по крайней мере, предполагается несомненной. Аргументы используются для обоснования положения о тезисе. В качестве аргументов могут выступать: ранее доказанные положения; суждения об удостоверенных фактах; определения; аксиомы и др.

Основные черты научной дискуссии

  1. Субъекты дискуссии — соавторы в коллективном процессе обсуждения научной проблемы.

  2. Тезисы сторон могут быть не только взаимоисключающими, но и взаимодополняющими.

  3. Научная дискуссия характеризуется как форма обсуждения предмета на уровне сущности.

  4. Обсуждение спорного положения связано с всесторонностью анализа, коллективной мыследеятельностью, формированием универсального субъекта.

  5. Научная дискуссия всегда регламентирована в пространственном и временном отношении и упорядочена в процедурном отношении.

  6. Поле аргументации развивается под действием процесса обмена мнениями по мере прояснения предмета разногласий. Из поля аргументации исключаются положения, которые не прошли проверку (верификации), или положения, которые опровергнуты (фальсифицированы).

  7. В отличие от спора (конфликтность и бескомпромиссная борьба мнений), научная дискуссия тяготеет к компромиссу, подведению тезисов под общее основание, уточнению терминологии, обобщению методики, формулированию единой методологии.

Быть несогласными между собой относительно какого-то положения могут как отдельные люди, так и научные школы, деловые корпорации, политические партии и др. Важно, чтобы участники научной дискуссии могли быть сгруппированы как две стороны, выступающие соответственно «за» и «против» спорного положения.

Научная дискуссия заканчивается не тогда, когда собеседники расходятся по домам или сходятся врукопашную, а тогда, когда достигнуты цели, поставленные в ее начале. Это означает, что:

  • стороны пришли к обоюдному согласию относительно истинности (ложности) первоначального выдвинутого тезиса;

  • принято решение, которое всерьез собираются выполнить обе стороны;

  • у одной из сторон изменилось мнение на точку зрения другой, и она принята ею.